Музыкальная критикаАдрес статьи: http://www.vedomosti.ru/friday/article/2013/02/01/25771 Цикл Владимира Мартынова стал балетомВ Культурном центре ЗИЛ сыграют «Времена года»Ведомости / Пятница 01 февраля 2013 Поставить балет на музыку действующего современного композитора — дело чести любой балетной компании. «Балет Москва» затеял такое дело на первых же шагах своей «перезагрузки»: с прошлого года труппой руководит энергичная и оперативно мыслящая Елена Тупысева, которая стремится создать в Культурном центре ЗИЛ (это одна из площадок балета) новый оазис современного искусства. Интересно, что в театре две труппы — современная и классическая, и, вопреки ожиданию, новое произведение будет танцевать именно последняя. За неизменно привлекательным названием «Времена года» скрывается оригинальная концепция. Иначе и не может быть, раз композитором выступает Владимир Мартынов. Вечный сюжет он интерпретировал со своей колокольни — не только композитора, но и философа, историка, писателя. Согласно авторскому замыслу, четыре части произведения знаменуют собой четыре композиторских эпохи. Читатель книг Мартынова знает, что понятия «музыка» и «композитор» далеко не всегда сопутствуют друг другу: музыка существовала до появления композиторов и будет существовать после их исчезновения. Но определенно, что имена Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона-Бартольди и Арво Пярта символизируют собой ярчайшие эпохи композиторской — иначе говоря, концертной — музыки. Именно эти четверо и стали объектами рефлексии Владимира Мартынова. Возможно, зритель приготовится услышать цитаты, но их не будет: Мартынов вообще прибегает к цитатам крайне редко. В основу его пьес взяты композиционные принципы избранных композиторов. Их последовательное применение рождает слуховые аллюзии, звуковые образы, вызывающие в памяти нечто знакомое. А их преломление Мартыновым задает авторский сюжет. Согласно его основной нити, Вивальди — один из первых концертных композиторов — являет собой весну. Бах, явившийся вскоре за ним, — это уже знойное лето, расцвет музыки и ее солнцестояние. Мендельсон был одним из первых, кто задумался об истории, оглянулся назад (стал исполнять того же Баха) и почувствовал ностальгию — значит, он знаменует собою осень, начало упадка. Наконец, Пярт — венец и финиш всей композиторской музыки, чей стиль «тинтиннабули» (то есть «колокольчиковый») кажется Мартынову застывшим, впавшим в «обмороженное состояние», а имя — объективным «брендом» конца ХХ — начала XXI века. Стало быть, это зима. Произведение Мартынова ставят три молодых, но уже известных хореографа — Кирилл Симонов (самый опытный из троих, он ставит две крайние части — «Весну» и «Зиму» ), Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев. Стиль сотрудничества с ними композитор признает идеальным. В начале Мартынов встретился с хореографами, растолковал им свою концепцию и указал на конструктивные моменты, а потом предоставил полную свободу действий. Такой стиль работы с постановщиками Мартынов практиковал и ранее — например, с Анатолием Васильевым. «Музыка и сценическое решение должны идти параллельно, — считает композитор. — Если постановщики знают мои идеи, то они могут на них даже наплевать». Зрелище может получиться раскоординированное, но не исключено, что в нем затаится более глубокое внутреннее единство. На всех спектаклях — не только на премьерных — ансамбль Opus Posth под управлением Татьяны Гринденко будет играть музыку Мартынова живьем, как участник действия. И всякий раз, слушая «Времена года», мы, возможно, будем спрашивать себя: а придет ли вслед за суровой зимой новая весна композиторской музыки? 1 и 2 февраля, ул. Восточная, 4, корп. 1, www.zilcc.ru Современные русские композиторы: Владимир Мартынов, Арво Пярт |