Музыкальная критикаВ Камерном музыкальном театре возобновили оперу «Четыре самодура»Спектакль такой же диетический, как и музыка Эрманно Вольфа-ФеррариВедомости / Вторник 20 мая 2014 Опера итало-немецкого композитора Эрманно Вольфа-Феррари написана в 1904 г., при этом она равно далека от романтизма, веризма, экспрессионизма и импрессионизма. Исследователи относят композитора к неоклассицизму, и внешние признаки оного имеются: мелодия и нехитрый аккомпанемент. В наш век, уставший от модернизма и авангарда, творчество Вольфа-Феррари понемногу начинают осваивать заново. При желании можно увидеть в нем рыцаря простоты, хранящего секреты вечности и не зависящего от мод своего времени. Беда в том, что органики, да и, попросту говоря, таланта в его музыке маловато: во всей опере есть три-четыре симпатичных номера, выделяющихся на общем низкокалорийном фоне. Сказанное нисколько не бросает тень на репертуарный выбор Театра имени Б. А. Покровского: история оперы заслуживает внимания даже в своих второстепенных проявлениях. «Четырех самодуров» здесь уже ставили в 2003 г., теперь спектакль возобновлен по случаю юбилея его постановщика: скоро главному режиссеру театра Михаилу Кислярову исполнится 60 лет. Отличие в том, что теперь опера идет не по-итальянски, а в русском переводе, который осторожно модернизирует лексику комедии Гольдони, взятой в основу сюжета. Спектакль получился таким же, как и опера. Все вокруг увлекаются авторской режиссурой, а здесь максимум произвола — клоунесса по имени Синьорина Фантазия, по мановению руки которой (а рука с кисточкой) на сцене материализуются персонажи. Их много, и драма (а не комедия) в том, что ровный ансамбль из них никак не собирается. Если бы все они играли так же остро и точно, как играет Алексей Морозов, а пели бы так же красиво, как поет Ирина Курманова, желать осталось бы только того, чтобы и оркестр под управлением Владимира Агронского зазвучал бы с достойной партитуры диетической стройностью.- |