Музыкальная критикаСпецпроект «Время Тертеряна» стал главным событием Симфонического форума в ЕкатеринбургеУральская столица закрепила статус центра российской оркестровой жизни![]() Ведомости / Среда 24 сентября 2014 Статус уральской столицы как центра отечественной оркестровой жизни в очередной раз закреплен, и теперь уже точно это место встречи изменить нельзя. А в числе внутренних интриг и увлекательных сюжетов форума оказался екатеринбургский дебют и в каком-то смысле заочный турнир двух самых харизматичных российских дирижеров среднего поколения, прибывших во главе своих оркестров. Теодор Курентзис вместе с пермской MusicAeterna играли Седьмую и Пятую симфонии Бетховена, который в их трактовке не был школьным венским классиком или романтическим мятежником. В головокружительно быстрых темпах и аскетичном звучании предстал другой Бетховен, брутальный, с грубыми мужицкими акцентами, без рефлексии и сантиментов. А концерт Владимира Юровского и Госоркестра имени Светланова стал отдушиной для всех, кто воспринимает музыку как средство общения. У дирижера уникальное умение выстроить программу (на сей раз посвященную 100-летию начала Первой мировой войны) и разговаривать с залом как музыкой, так и словом, а у его оркестра — объемный благородный звук, идеальный баланс и качественные cоло. В деловой части был и традиционный корпоративный семинар Союза концертных организаций России, на который собрались руководители и организаторы концертного дела России и их коллеги из-за рубежа. В круг обсуждаемых вопросов на этот раз попала животрепещущая тема использования нотного материала и сложных в российском варианте взаимоотношений с правообладателями-издательствами. Главной содержательной доминантой симфонического саммита стал его спецпроект «Время Тертеряна». 2014-й — год двойного юбилея великого армянского отшельника, летом ему исполнилось бы 85, если бы он не ушел из жизни в декабре 1994 г. в Екатеринбурге. В тот последний год Урал для Авета Тертеряна стал местом, где он обрел понимание, поддержку, работу, круг общения. В рамках Симфофорума состоялись посвященные композитору мини-кинофестиваль, выставка, литературный вечер, встречи, дискуссии и презентации нового издания книги «Беседы с Аветом Тертеряном», автор которой, сын композитора Рубен Тертерян, прилетел в Екатеринбург. Музыку Тертеряна на Симфофоруме играли два оркестра и два дирижера, у которых на это особые права. Ярославский губернаторский оркестр во главе с Мурадом Аннамамедовым (которому посвящена последняя, Восьмая симфония Тертеряна) исполнил Пятую симфонию, а Дмитрий Лисс и Уральский филармонический (сыгравший все симфонии композитора) — Третью. Масштабные полотна, где по-особому спрессованы физическое время и магическое пространство, где используются национальные армянские инструменты — кяманча, дудук, зурна, — но общая звуковая концепция выходит не локального, а космического масштаба. Екатеринбург Современные русские композиторы: Авет Тертерян |