Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Татьяна Герасимёнок - The Creed (2015) Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Pavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

Александр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

Антон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Леонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Дорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

Владимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

Леонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

Pavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Павел Карманов - Струнный кваРЕтет Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин, скрипка. Марина Катаржнова, скрипка. Ася Соршнева, альт. Петр


Владимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Владимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Александр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

Павел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

Леонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Джон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

Pavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

Владимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

Антон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

Владимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый


Леонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Другие видео

Музыкальная критика



Жизнь на Марсе

Опера Франческо Арайи на либретто Александра Сумарокова "Цефал и Прокрис" на фестивале Early Music в Санкт-Петербурге

Музыкальная жизнь / Суббота 01 октября 2016
Оперы эпохи барокко перестали быть диковинкой; теперь иметь их в репертуаре – не риск, а хороший тон. Современные режиссёры доказывают их способность потрясать зрителя не меньше, чем три века назад. Виртуозная безупречность артистов стала нормой. А богиня барокко Чечилия Бартоли недавно записала диск, исполнив арии из русских опер XVIII века, написанных, разумеется, иностранцами, зато при дворе Екатерины Великой. В самой же России не только в Петербурге и Москве, но и в Перми, и в Уфе звучат Гендель и Пёрселл.
Премьера оперы Франческо Арайи "Цефал и Прокрис" на фестивале Early Music, казалось бы, вписывается в этот контекст. Здесь есть и флёр долгожданного возвращения "первой отечественной оперы" (до Александра Сумарокова оперных либретто на русском языке не писали), и магия прикосновения к тайне аутентизма (организаторы называют свой спектакль "премьерой реконструкции" спектакля времён Екатерины II), и большие ожидания, пропорциональные замаху (и без того продолжительная опера о трагической любви надставлена балетными диветисментами и длится четыре часа). На поверку же проекту Андрея Решетина место совсем в другом ряду.
Магия первого знакомства легко рассеивается, если вспомнить хотя бы о постановке Мариинского театра в начале 2000-х или о том, что сам Решетин уже инициировал исполнения и даже запись фрагментов оперы. В том же, что "Цефал-2016" назван реконструкцией, а не новой постановкой, можно усмотреть лукавство, если не обман. В спектакле не реконструировано как раз то, что реконструкции поддаётся: вовсе нет декораций, хотя роскошные эскизы Джузеппе Валериани, говорят, можно разыскать в Эрмитаже; нет даже намёка на мощнейшую театральную машинерию, без которой немыслимы были бы в XVIII веке явления богов и исчезновения героев – все старинные спецэффекты заменены дискотечным мерцанием софитов; костюмы созданы модельером Ларисой Погорецкой, недавно представившей, кстати, коллекцию одежды New Baroque. Не использована и оригинальная оркестровка, запись которой накрепко запер в своих архивах Мариинский театр: ансамбль "Солисты Екатерины Великой" под управлением Решетина полагается на партитуру, которую из кусочков собрали они сами.
Однако слово "реконструкция" может быть понято и иначе: в смысле, в котором им пользуются участники движения исторической реконструкции – те самые, которые устраивают сегодня рыцарские турниры и проводят "средневековые фестивали".
Представление публике "Цефала и Прокрис" – мероприятие в жанре living history. Для полноты эффекта было бы нужно создать ткани для костюмов вручную и расставить свечи по выразительному залу Эрмитажного театра. Возможно, если бы организаторы поступили именно так, изменилось бы и ощущение от исполнения, где оркестр почти всегда играет нестройно и неаккуратно, а певцам явно не до виртуозных кунштюков ad lib. – справиться бы с написанными нотами. Никто ведь не жалуется, что в открытом для туристов средневековом замке на первом этаже расположено кафе, а сидящая под окошком пряха забыла снять с руки часы, да и прядёт не слишком уверенно.
"Цефал и Прокрис" – попытка воссоздать не оперу, но образ жизни и мышления, значимый для создателей проекта. Это credo Андрея Решетина, который не сомневается, что точно угадывает фонетику и интонацию русского языка екатерининских времён; что музыка, которую он слышит в нотах и силится передать в зале, так же захватывает любого; что можно жить в XVIII веке, не отказываясь от галогеновой лампочки на пюпитре. Решетин извлекает оперу Арайи в настоящее, игнорируя все повреждения, которые неизбежны при путешествии во времени.
Постановка, созданная Данилой Ведерниковым и хореографом Клаусом Абромайтом, впрочем, не завораживает решетинским самозабвением. Вооружившись трактатами и собственными идеями, Ведерников создал не столько спектакль с мизансценами и каким бы то ни было использованием сценического пространства, сколько строжайший регламент для певцов, предписывающий им должным – "барочным" – образом поворачивать головы, делать гримасы и держать руки. Напряжённые пальцы и забеленные лица в самом деле вызывали déjà vu, но напоминали отнюдь не о том старом театре, образ которого создаётся по "Мещанину во Дворянстве" Мольера с музыкой Люлли, поставленному в 2004 году Бенжаменом Лазаром, или чинным представлениям стокгольмского Дроттнингхольма.
Язык, к которому тщетно стремится Ведерников, отдаёт чем-то очень современным... Ба, да ведь это театр Роберта Уилсона! Только что в кинотеатрах отгремела его "Травиата", снятая в сегодняшней барочной столице России – Перми, где полновластно правит Теодор Курентзис. Ведерников ненамеренно подсказывает, почему Курентзис, взрастивший на своей территории культ барокко, внезапно обратился к музыке Верди: мостик перекидывает режиссёр, способный перевести "Травиату" на язык кодифицированной условности. Однако холодная эстетика японских кукол новатора Уилсона, воплощенная преображенными в кукол артистами, не имеет ничего общего с мучительной муштрой Ведерникова.
Заметим, что вызвать барочный жест из небытия, сплавив с современной пластикой и не превращая артистов в марионеток, удавалось не раз: достаточно вспомнить постановки Питера Селларса 90-х, переводившего "Юлия Цезаря в Египте" и "Теодору" Генделя одновременно и на язык конкретной политики, и на завораживающе-абстрактный язык сосредоточенного в пластике аффекта. Увы, Ведерников не способен пойти и этим путём. Нечеткие, временами почти бытовые движения певцов, дополненные очаровательным, но неуместным кокетством, делают его спектакль чем-то средним между домашним театром и сурдопереводом оперы.
Единственной певицей (мужские голоса звучат только в ансамблях), которой удалось создать серьезный вокальный и сценический образ, стала Елизавета Свешникова в партии Цефала. Его возлюбленная Прокрис (Юлия Хотай) с тихим, но нежным голосом, казалась невыразительной, но прилежной субреткой. Критский царь Минос (Юлия Кропачева), стремящийся разлучить влюбленных, был сдержан и величав, а вот его спутнику масонскому колдуну Тестору (Жанна Афанасьева), к сожалению, не хватало ни вкуса, ни чувства меры, ни аккуратности при пении. Впрочем, яростные и энергичные арии Тестора сорвали едва ли не самые громкие аплодисменты. Нельзя также не отметить естественность, с которой держалась на сцене Варвара Турова (влюбленная в Цефала богиня Аврора), и выразительность фразировки Веры Чекановой в небольшой партии Ерихтея, отца Прокрис.
Балеты Клауса Абромайта, наверняка изящно задуманные, были уничтожены техническими неудачами исполнителей – "Барочного балета Анджолини".
Презентация "Цефала и Прокрис" публике из XXI века оказалась безжизненной и утомительной. Очевидно непростую и, возможно, захватывающую музыку Арайи заслоняет белый шум погрешностей. Опера на старинном языке превращается в вычурную диковинку, а трансовое барочное время становится недосягаемым для людей, увлечённо щёлкающих фотокамерами на протяжении всего действа. Эта отдалённость создаёт иллюзию, что ты подсматриваешь за чуждыми существами вроде толкиеновских эльфов или саймаковских марсиан. Понять их невозможно, но им ведь, наверное, такая опера чем-то нравится?
Леонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Павел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов


Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Татьяна Герасимёнок - Insomnia.Poison (2016) Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Антон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Владимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного


Татьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Александр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

Pavel Karmanov - Twice a double concerto in Riga - European premiere Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija

Павел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

Павел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ


Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

Леонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Павел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

Леонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

Владимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал


Тарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

Владимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

Владимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

Pavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

Другие видео