Музыкальная критикаНемецкое барокко, не будь ко мне жестокоСергей Невский и Модест Мусоргский написали оперуБольшой театр, журнал / Воскресенье 06 сентября 2020 Сергей Невский по заказу Штутгартского оперного театра написал партитуру, которую можно исполнять, прослаивая ею сцены первой редакции «Бориса Годунова» Мусоргского. При безусловной автономности опера Невского – музыка на либретто, собранное самим композитором из немецкого перевода «Времени секонд-хенд» Светланы Алексиевич, – чётко входит в ткань «Годунова» и позволяет обнаружить современность не только сюжетную, но прежде всего звуковую.
Бесшовно соединяясь, две партитуры показывают: Мусоргский совсем не застрял в XIX веке, он современник скорее не Чайковского, а Берга. Удивительным образом вокальное письмо Невского в этом соседстве, наоборот, начинает звучать как отчетливо доромантическое: бесконечно распеваемые орнаментированные слоги сольных номеров плюс обильный текст, уведенный в речитатив. Такая аппроксимация с двух сторон – возможно, единственный способ уловить современность, бесконечное и бесконечно модифицирующееся «сейчас», рекурсивно выскальзывающее из любых рамок. Настоящие оперные певцы и оркестр, не специалисты ни по старинной, ни по современной музыке, немного усредняют сложное звучание и тем еще сильнее подчеркивают связь времен и невозможность найти нужную строчку в летописи вселенского Пимена.
Спектакль Штутгартской Оперы – тоже аппроксимация, но оперы как жанра. Зрителя атакуют со всех сторон: постоянная видеопроекция (Винсент Штефан), перегруженные аллюзиями костюмы (Пиа Дедерихс и Лена Шмид), активное многофигурное сценическое действие (режиссёр Пауль-Георг Дитрих) конкурируют за внимание и формирование эмоции с без того напряженной музыкой (дирижёр Титус Энгель) и безусловно эмоциональным нарративом двойного либретто. Так – оказавшись в бесконечном «между» и полностью загрузив все человеческие каналы восприятия, анализа и переживания – Мусоргский и Невский в соавторстве формулируют неформулируемый ответ на вопрос «Что такое опера»: что-то, что так важно для описания сути человеческой жизни, что это почти невозможно пережить. Современные русские композиторы: Сергей Невский |