Sergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov


Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

Павел Карманов - Струнный кваРЕтет Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин, скрипка. Марина Катаржнова, скрипка. Ася Соршнева, альт. Петр

Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной


Владимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Александр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

Владимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

Павел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

Встреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

Тарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

Татьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

Леонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

Pavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

Татьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

Павел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


Александр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

Владимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

Квинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Другие видео

Музыкальная критика



Генрих Нейгауз, героический виртуоз и романтический пропагандист

Сегодня в Большом зале консерватории состоится концерт пианистки Элисо Вирсаладзе, посвященный памяти Генриха Густавовича Нейгауза. 10 октября исполнится 30 лет со дня смерти великого пианиста, педагога, музыкального писателя, о котором на страницах пишет пианист МИХАИЛ ЛИДСКИЙ.

КоммерсантЪ / Пятница 07 октября 1994
О том, как Нейгауз играл на рояле, судить, не слыша его живым, весьма неловко. А в своем отношении к записям он был вполне солидарен с Софроницким: "Мотор включен -- выключается сердце". И хотя студийные записи Нейгауза превосходны, слов нет, но достаточно сравнить их с куда меньшими числом записями его концертов, чтобы убедиться, насколько ощутимее в них невыразимое обаяние, которое источала его игра -- обаяние огромного поэтического вдохновения, ума, культуры.
Нейгаузу пришлось пережить крушение многих надежд и много горя. Исключительно одаренный юноша из прекрасной семьи (родители держали музыкальную школу в Елисаветграде), владевший несколькими языками (отец был немец, мать -- полька, друг с другом они говорили по-французски), великолепно знавший "смежные искусства" и философию, сугубо успешно изучавший фортепиано в Берлине и Вене у Леопольда Годовского и Карла Генриха Барта, благожелательно принятый на своих первых публичных выступлениях в Германии и Италии, он уже, казалось бы, "в пяти минутах" от мирового признания как пианист -- но успевает вернуться к родителям в Елисаветград перед самым началом Первой мировой войны. "По ту сторону" остаются сестра, любимый кузен -- замечательный польский композитор Кароль Шимановский, а также невеста -- кузина Ада. В письме к ней, написанном за год до смерти, читаем: "Проклятая война 1914 года! Она все превратила в ничто!"
Блистательно сдав экзамены в Петроградской консерватории и получив диплом "свободного художника" (это потребовалось, поскольку, как пишет он, "соединение моей фамилии с дипломом Венской академии не сулило ничего хорошего"), Нейгауз в 1916 году едет преподавать в Тифлис. В 1919 он становится профессором консерватории в Киеве, в 1922 -- в Москве. В середине тридцатых Нейгауз переносит тяжелую болезнь, после которой у него, пианиста, до конца дней остается поврежденной правая рука. А в 1941 году его арестовали по обвинению в "злонамеренном невыезде в эвакуацию из Москвы". Более восьми месяцев Нейгауз провел в "отеле Лубянка", как сам величал это заведение, потом был выслан в Свердловск, где пробыл до осени 1944. 29 апреля 1945 года, под конец еще одной "проклятой войны", после долгой болезни умер его старший сын. Тогда Нейгаузу было уже 57 лет.
И все же Нейгауз вошел в историю как личность необычайно светлая, излучавшая огромное обаяние, а главное -- как огромный музыкант, знаток искусства и светлый ум -- своего рода средоточие и источник прекрасного. "Истинный артист во всех своих проявлениях", с "бурным темпераментом и невероятной витальностью", -- так писали о нем его знавшие.
Нейгауз часто подчеркивал (и многие поспешили с ним согласиться), что он не пианист-виртуоз, основываясь на том, что у него не особенно благодатные руки -- маленькие, сухие. Между тем он свободно исполнял "Вариации на тему Баха" Регера и концерты Шопена, с которыми "не виртуоз" справился бы едва ли. Руки Нейгауза чудесно "звучали" (это слышно в любой записи). К тому же, согласимся с Леонидом Гаккелем: "Виртуоз -- это не только руки, но и эмоциональная непринужденность, воля к общению", -- а этими качествами Нейгауз, по-видимому, обладал в исключительной мере. Известны и другие случаи: Нейгауз сетовал на недостаток "стихийного пианистического дарования", но за неделю выучивал наизусть Сонату Hammerklavier Бетховена, длящуюся около 45 минут, за 6 дней -- только что написанную тогда Третью сонату Шимановского. Однако главное, на наш взгляд, даже не в этом.
В "Автобиографических записках" Нейгауза мы читаем: "В нашей семье преобладала одна 'вера'... Великий человек -- вот что было идеалом, достойным преклонения, восхищения и подражания". И атеистически воспитанный романтик продолжает: "В моей душе уже в отрочестве подсознательно, смутно жило какое-то совсем другое представление о моральной красоте, нравственном долге, служении людям, подвижничестве; какие-то духовные силы шевелились во мне, искали выхода и приложения -- и не находили". Каким было его подвижничество в педагогике -- речь впереди. Но и в его исполнительстве мы усматриваем тот же элемент. Virtus по-латыни значит "доблесть", и надо сказать, что искусству Нейгауза было определенно присуще доблестное, героическое начало -- как в самой его игре (в таких сочинениях, как, например, Соната h-moll Шопена или Концерт Скрябина), так и в отношении к профессии: он (его слова) "любил искусство и людей и был при этом яростным, одержимым пропагандистом".
Нейгауз был виртуозом, романтическим виртуозом по духу -- вот что мы силимся здесь доказать. Им же оставался он и в педагогике. Достижения на этом поприще принесли ему всемирную славу (в то время как последние его концерты за пределами отечества имели место до Первой мировой войны). Достаточно назвать имена двух наиболее известных его учеников -- Гилельса и Рихтера. С детства имевший, по его собственным словам, склонность "ходить перед людьми", Нейгауз предпочитал давать уроки не индивидуальные, а коллективные: в его класс стекались не только студенты и не только музыканты, но и сторонние слушатели. "Никаких особенных искусств не имеется", -- Нейгауз, по словам Валентина Асмуса, был живым доказательством этих слов Блока. Музыку он трактовал в контексте искусства и даже природы. Соната Бетховена, op. 109 -- это поэзия, "созданная глубочайшим чувством природы, как бы прошедшим через призму Спинозы..." Рапсодия h-moll Брамса -- "Кимейский певец" Франса. Вторая часть Апассионаты -- "горное озеро с мерцающей зыбью...", -- такие ассоциации, кажется, способны разбудить вдохновение и у самого неподатливого ученика, что, полагаем, с лихвой перекрывает неизбежно возникающий эффект упрощения.
И наконец, перу Нейгауза принадлежат, кроме неоконченной автобиографии, множество статей и книга "Об искусстве фортепианной игры", литературными достоинствами которой восхищался Пастернак. Поразительно, сколько в ней глубины, живости и свободы. Ясность и лаконизм, с которыми Нейгауз пишет о такой сложной и провоцирующей на "водянистость" вещи, как музыка, восхищают не меньше, чем уровень его образованности и осведомленности. "Для подлинно культурного человека, -- писал он, -- три-четыре тысячелетия -- до смешного короткий срок жизни". Безусловно, он обладал "той степенью исторического познания (плюс переживания)", которые позволяли ему видеть в разности стилей, воззрений, характеров "детали большого, замечательного и закономерного процесса".
Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

Татьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –


Владимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

Pavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12


Дорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

Владимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

Павел Карманов - Cambridge music Таллинн, Eesti musika paevad. Ася Соршнева, скрипка. Марина Катаржнова, альт. Петр Кондрашин, влч. Петр

Леонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

Pavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

Владимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Павел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Владимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного

Александр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

Тарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская

Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко



Леонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Pavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

Леонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Владимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

Юрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Павел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася


Другие видео