Александр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

Леонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

Владимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Леонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений


ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Владимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

Леонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

Павел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Джон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

Георг Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Алексей Гориболь, Полина Осетинская. Дом музыки

Антон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Татьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Владимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

Павел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

Тарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская

Владимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко


Александр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

Pavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

Sergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

Дорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ




Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Другие видео

Музыкальная критика



Русалки нас плавать научат и петь

Концерт в Доме композиторов

КоммерсантЪ / Суббота 23 ноября 1996
В прошлую субботу, анонсируя фестиваль "Московская осень", напечатал фотографию, где был изображен практически пустой Большой зал консерватории; это снимок был сделан год назад, на одном из концертов предыдущего фестиваля. Оргкомитет вывесил нашу публикацию на своем стенде, дополнив ее подписью "от себя": "Московская осень-95. Большой зал консерватории. В антракте". Увы, не совсем это так -- редкие слушатели на снимке сидят внимая, никто не прохаживается, а двери в фойе закрыты: фото было сделано именно во время исполнения очередного опуса, возможно -- очень хорошего, подобного тем, что прозвучали в том же зале на минувшей неделе. По мнению профессионалов, пять композиторов "поколения 70-х" -- Ирина Манукян, Владислав Агафонников, Александр Чайковский, Сергей Павленко и Мераб Гагнидзе -- показали равно превосходное мастерство и школу; при этом все пять представляли совершенно разные направления. Короче говоря, "великолепный материал для дискуссии", как сказал еще один композитор, сходивший послушать коллег, Юрий Каспаров. Это так, но предмет дискуссии снова не вызовет интереса за пределами скупого цехового круга: слушателей на концерте было, к счастью, больше, чем на той фотографии, но все же меньше, чем на сцене. Тем отраднее, что и на "Московской осени" есть исключения -- например, "Ночь в Галиции", проведенная слушателями вместе с композитором Владимиром Мартыновым, ансамблем имени Дмитрия Покровского и Академией старинной музыки под руководством Татьяны Гринденко в отрадно заполненном зале Дома композиторов.
Народное представление, в манере которого распеты тексты Хлебникова вкупе с их прототипами -- русалочьим творчеством из "Сказания русского народа" И. П. Сахарова, -- заводит обороты долго и трудно. Циклические повторения коротких попевок, неспешные добавления отдельных звуков, тавтология, перепроверка и неоднократный подсчет контрольной суммы -- все это обнаруживает знакомого Мартынова, систематика и провокатора. Провокатора потому, что новичков ждут сюрпризы, а знающие люди терпеливо ожидают слома в линейно развивающейся структуре. Напряжение слегка спадает, когда работа с первоэлементами уступает место чередованию более объемных строф, а в построениях возникает дотошная симметрия. Привыкнув к открытому звуку народных голосов и столь же прямому, безвибратному звучанию струнных, можно и не заметить, как в фольклорное государство протаскиваются элементы других стилей -- например, литургические юбиляции, звучащие с положенным им восточным оттенком. Наконец начинается дураковатый танец (я бы хотел иметь его отдельно, дома на кассете, ради удовольствия), полный столько же хлебниковского косноязычия, сколько и шаловливых напоминаний о многонациональном духе советских времен. Неожиданный гармонический ход напоминает о музыке кантри (вот он, долгожданный слом), но к этому моменту категоричное ритуальное пространство уже достроилось до авторского миропорядка, и сладенький заключительный хор с безмятежными словами "скот мычит, пастух играет" вопросов в нас не вызывает.
Известный социолог Леонид Гордон, чьими впечатлениями я поинтересовался в антракте, охарактеризовал мне совокупность опознанных им у Мартынова музыкальных источников как поруку детенышей "до-музыки", связанных поэтикой несвободы. От того, что сознание нового времени привыкло считать "музыкой", это так же далеко, как свобода -- от равенства и братства. Свобода -- это Моцарт, иначе говоря, ствол мысли, вдохновленной гуманистической идеей "роста". До-музыка Мартынова -- это равенство и братство. В известном смысле впечатления социолога почти совпадают с творческой программой самого Мартынова, только изложенной с обратным знаком: в комментарии к сочинению автор сравнивает композиторов нового времени со сластолюбивыми тиранами, превратившими свободный поток музыки в систему запруд; музыка от их руки стала "риторичной, диалектической, литературной", за что и разделила судьбу природы, порабощаемой человеком. Однако ночь в Галиции кончается, наступает утро, истаивает "морок литературы" и русалка музыки освобождается от ее сетей. "Настанет время нового алфавита, -- надеется автор, -- нового эпоса, нового фольклора, нового ритуала".
Мы уже привыкли восхищаться тем, как запросто удается Мартынову противопоставлять свой идеал "композиторскому", демонстрируя высший класс композиторского мастерства, или ополчаться на литературу в самой изящной литературной форме. Мы можем сами поиграть его парадоксами, придумать выражение "сети ритуала" и загадать, повезет ли кому поймать в них одинокого Председателя земного шара. Можем заметить, что хлебниковские русалки сами донельзя литературны и распевают свои песни по учебнику. Но все это лежит на поверхности, как и то, что подобные методы Мартынов практиковал уже не раз, испытывая их на разных моделях -- будь то литургические формы или псевдовосточные фортепианные медитации.
Владимира Мартынова можно назвать одной из ключевых фигур нашего времени, когда "актуальная музыка" одерживает все меньше побед, выходя "на бой, на торг, на рынок". Единственной сферой современного творчества, где актуальные тенденции сохраняют определяющую роль, остаются визуальные искусства -- но не литература и тем более не музыка. Радикальные веяния, крутившие руль еще в 70-е годы, ныне вытеснены в окруженные уважением гетто. Мировая гармония, мужественно признав тщетность своих притязаний на чистоту поведения, взяла установку на синтез, баланс и компромисс.
Собственно, поиском такого компромисса был занят в свои последние годы и сподвижник Мартынова, Дмитрий Покровский, создатель редкого рецепта щей из фольклора и поставангарда. Солидаризируясь с Покровским, Мартынов обнародует культурное сознание европейца, в равной степени разочарованное тиранией элитарности и имиджевой политикой звезд вроде Паваротти или Ростроповича; сознание, поселившее себя в коммуну старых и новых внеиндивидуалистических практик. В то же время его "бриколаж", то есть постмодернистское оперирование готовыми формулами (см. интервью журналу "Итоги" от 19 ноября), в ситуации частной собственности означает пользование личными вещами каждого слушателя в отдельности. И чем больше автор говорит о "потоке", в который каждый уважающий себя "некомпозитор" настоящего должен пуститься вместе с наивными русалками и анонимными роспевщиками прошлого, тем больше средств управления этим потоком ему требуется. Мартынов работает не с онтологией, а с нашей психологией, работает в лучшие минуты самовластно и виртуозно. Раз так, то Европа нового времени не простит ему небрежения ее дарами; ибо она, со всеми своими проблемами, стоит в очереди именно к такому художнику, способному увести жадного до новшеств слушателя с обочины -- в центр, в сторону мейнстрима, который-то и есть "поток", ожидающий в свои волны нечестолюбивого пловца. Необязательно в сторону Ростроповича и Паваротти. Лучше всего -- в выжидательно пустующий Большой зал консерватории.

Современные русские композиторы: Владимир Мартынов

О ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный

Александр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Павел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

Георг Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Алексей Гориболь, Полина Осетинская. Дом музыки

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Дорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

Владимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Встреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

Владимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/


Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Pavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17


Павел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

Павел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

Павел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

Леонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений

Павел Карманов - Струнный кваРЕтет Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин, скрипка. Марина Катаржнова, скрипка. Ася Соршнева, альт. Петр

Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010


Леонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

Pavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Павел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор


Леонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

Другие видео