посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьПавел Карманов - Michael Music Pocket symphony, Nazar Kozhukhar, cond.

посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьТарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская

посмотретьВладимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

посмотретьВладимир Николаев - Игрища Музыкальное представление Видео с концерта фестиваля «Другое пространство». Москва. 20 июня

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

посмотретьPavel Karmanov - Music for Firework concert version by Alexei Khanyutin The Posket symphony, Nazar Kozhukhar Назар Кожухарь Карманов Ханютин

посмотретьПетр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

посмотретьПавел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

посмотретьВладимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

посмотретьPavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

посмотретьВладимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

посмотретьПавел Карманов - Струнный кваРЕтет Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин, скрипка. Марина Катаржнова, скрипка. Ася Соршнева, альт. Петр



посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"


посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьТатьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьЛеонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

посмотретьО ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный

посмотретьВладимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва


посмотретьАлександр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

посмотретьPavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьАлександр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov

Другие видео

Музыкальная критика



Карл Орф и его фортуна

10 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Карла Орфа. В 1982 году ушел из жизни последний из великих композиторов XX века, родившихся еще в веке XIX.

КоммерсантЪ / Суббота 15 июля 1995
В отличие от Стравинского, Хиндемита, Бартока, чье творчество изменчиво и непредсказуемо, как городской пейзаж, Орф ровен и чист, как необитаемое плоскогорье. Когда его сравнивают с великими современниками, он проигрывает любому из них. Однако безусловно выигрывает одним -- он самый простой.
Это качество, далеко не позорное на нынешний взгляд, смущало даже искренних сторонников композитора, которые объясняли, что Орф принадлежит не столько музыке как таковой, сколько миру драмы и театра. Действительно, в его наследии нет ничего, что можно было бы назвать "чистой музыкой". Более 20 пьес, которые нельзя назвать ни операми, ни драматическими произведениями, 3 кантаты, мыслимые автором только как сценические, 3 положенные на музыку античные трагедии -- все это говорит о настойчивом стремлении композитора не видеть разницы между музыкой и драмой. В созданиях Орфа звучит слово на древних и новых языках, оживают итальянская комедия масок, народный фарс, мистерия и балаган, ваганты и миннезингеры, Софокл и Эсхил. Начинавший капельмейстером в мюнхенском Kammerspiele, Орф был хорошо знаком и с новациями немецкого театра междувоенных лет. Но все же имя Карл Орф (в отличии, скажем от имени Курт Вайль, обычно идущего вслед за Бертольд Брехт) принадлежит к истории музыки, а не театра.
Орф был первым, кто повел язык музыки к решительному и сознательному упрощению -- и его простоте нельзя отказать в подлинной изысканности.
Принципиальная гомофония, остинатные формулы -- при полном безразличии к полифонии и тематической разработке, вкус к древним формам пения, грегорианскому или византийскому, народно-танцевальная ритмическая энергия, сочетание красочности и аскетизма в оркестре, из которого мало-помалу удалялись певучие струнные, зато увеличивалось количество роялей и ударных многонационального происхождения.
Орф воплотил мир преданий и мифов, многокрасочный, многоязычный, иногда ужасный. Современность в искусстве внушала ему отвращение. Знаменитая Carmina Burana (1936) -- это светские песни раннего средневековья, радостные, озорные и лирические, сочиненные безымянными поэтами и школярами и восторженно записанные монахами бенедиктинского монастыря Бойерна. Catulli carmina и "Триумф Афродиты" -- лирика Катулла и Сафо. "Умница" (1942) -- немецкая сказка про короля, голого, как все короли, и простую девушку, умную, как все простые девушки. "Бернауэрин" (1945) -- баварская драма тоже про девушку -- только уже ставшую жертвой охоты на ведьм. В ней поют драматические артисты, а большой хор и оркестр словно призваны следить за тем, чтобы "музыки" было как можно меньше.
Конечно, от придирчивого уха не скроется, что "Царь Эдип" и Симфония псалмов Стравинского слышны у Орфа на каждом шагу. И все же его мир настолько оригинален, замкнут и неизбежно ограничен, что долгое время трудно было вообразить что-то хотя бы отдаленное похожее на него. Этому положила конец "новая фольклорная волна", прокатившаяся в 60-е годы по многим странам мира. Оказалось, что модели, найденные Орфом, годятся чуть ли не любой национальной культуре, решившей искать вдохновения вблизи своих истоков. "Курские песни" Георгия Свиридова, "Калевипоэг" Вельо Тормиса или "Креольская месса" Ариэля Рамиреса -- лишь случайные тому примеры. Но к ним можно смело прибавить и, к примеру, Tehillim -- древнееврейские псалмы Стива Райха. В 60-е годы Райх был одним из родоначальников музыкального минимализма. Совсем немного времени потребовалось этому постиндустриальному направлению авангарда, чтобы сдать свои позиции в пользу живучего примитивизма, открытого Карлом Орфом.
Это не значит, что музыка Орфа -- как и его система детского музыкального воспитания, которой он отдал многие годы жизни, -- сегодня повсеместно принята и почитаема. Подобно тому как сам Орф, в 42 года написавший Carmina Burana, отвергнул все им до этого созданное, другие пытались сделать это с его творчеством в целом. После второй мировой войны ведущие позиции в немецкой музыке заняли радикалы. С точки зрения авангарда, реабилитировавшего единственно исторически правомочную школу Шенберга, Орф не укладывался ни в какие рамки. Естественно, эстетическое неприятие не выступало отдельно от политического.
В 1947 году журнал "Мелос" выступил с памфлетом по поводу премьеры "Бернауэрин", определяя это произведение как типичное проявление идеологии "земли и крови". Орф работал, исполнялся и добился успеха в нацистской Германии. Ему принадлежит музыка для берлинских Олимпийских игр 1936 года, он написал музыку к спектаклю "Сон в летнюю ночь", поскольку неарийский Мендельсон оказался под запретом. Другим грешникам давным-давно все простили: никому уже не приходит в голову говорить о "наци Штраусе" или "наци Караяне". Орф, хотя и вступил в партию, никогда не был функционером и, насколько известно, никому не причинил зла. Но когда несколько лет назад дирижер амстердамского Concertgebouw Риккардо Шайи заменил традиционную рождественскую программу из музыки Малера на Carmina Burana, это было воспринято как "поздравления к Рождеству из нацистской Германии".
В ноябре 1994 года, когда начался "Год Орфа", Центр Орфа в Мюнхене специально пригласил историков, чтобы выяснить позицию композитора во времена национал-социализма. На симпозиуме состоялись жаркие схватки. Основным обвинителем выступил канадский музыковед Михаэль Катер, который выяснил, что после войны Орф пытался ввести в заблуждение союзников: чтобы получить профессиональные льготы, он выдал себя за тайного члена мюнхенской группы сопротивления "Белая роза". Известно, правда, что свою "Бернауэрин" композитор посвятил памяти друга -- профессора музыки Курта Хубера, казненного нацистами в 1943 году. Однако также известно, что Орф не подозревал о политической деятельности Хубера, а посвящение приписал только в 1946 году. Нападки другого рода сопровождали Орфа при жизни. После премьеры Carmina Burana во Франкфурте в 1937 году, газеты писали о "чуждых ритмических элементах", а президент Райхсмузиккаммер Петер Рабе говорил о "баварской негритянской музыке". Это был уже берлинский шовинистический взгляд на юг Германии.
Но если все же говорить о музыке, то юбилейный год стал годом Carmina Burana. Сегодня хор "О Фортуна", открывающий эту кантату, преследует на каждом шагу самого непосвященного слушателя, появляясь повсюду -- вплоть до рекламных роликов. Исполнению других произведений мешает репутация композитора. На европейском севере -- в Берлине, Гамбурге, Лондоне и Амстердаме -- юбилейных торжеств было решено не проводить. Зато Мюнхен и пол-Баварии отметили столетие земляка длинной "ночью Орфа", а также спектаклями в Prinzregenten-Theater и постановкой Carmina Burana на Koenigsplatz -- грандиозным современным представлением с живыми картинами, большим количеством аппаратуры и пиротехнических эффектов. Этот спектакль оказался так хорош, что, кажется, даже принципиальному северу не удастся избежать его гастролей.
посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьЛеонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьВладимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьТатьяна Герасимёнок - Insomnia.Poison (2016) Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Таллинн, Eesti musika paevad. Ася Соршнева, скрипка. Марина Катаржнова, альт. Петр Кондрашин, влч. Петр

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьПетр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

посмотретьТарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская


посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьДорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьГеорг Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Алексей Гориболь, Полина Осетинская. Дом музыки

посмотретьКвинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

посмотретьPavel Karmanov - Twice a double concerto in Riga - European premiere Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov

посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

посмотретьАлександр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

посмотретьВладимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

посмотретьПавел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьПавел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

посмотретьPavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

Другие видео