Павел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

Павел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

Pavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

Леонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

Квинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

Георгий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.

Sergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

Антон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко


Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

Леонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений

Владимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

Владимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Александр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

Павел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

Татьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

Павел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

Владимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17


Леонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010

Леонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

Леонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

Павел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи


ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -


О ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный

Владимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

Другие видео

Музыкальная критика



Карл Орф и его фортуна

10 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Карла Орфа. В 1982 году ушел из жизни последний из великих композиторов XX века, родившихся еще в веке XIX.

КоммерсантЪ / Суббота 15 июля 1995
В отличие от Стравинского, Хиндемита, Бартока, чье творчество изменчиво и непредсказуемо, как городской пейзаж, Орф ровен и чист, как необитаемое плоскогорье. Когда его сравнивают с великими современниками, он проигрывает любому из них. Однако безусловно выигрывает одним -- он самый простой.
Это качество, далеко не позорное на нынешний взгляд, смущало даже искренних сторонников композитора, которые объясняли, что Орф принадлежит не столько музыке как таковой, сколько миру драмы и театра. Действительно, в его наследии нет ничего, что можно было бы назвать "чистой музыкой". Более 20 пьес, которые нельзя назвать ни операми, ни драматическими произведениями, 3 кантаты, мыслимые автором только как сценические, 3 положенные на музыку античные трагедии -- все это говорит о настойчивом стремлении композитора не видеть разницы между музыкой и драмой. В созданиях Орфа звучит слово на древних и новых языках, оживают итальянская комедия масок, народный фарс, мистерия и балаган, ваганты и миннезингеры, Софокл и Эсхил. Начинавший капельмейстером в мюнхенском Kammerspiele, Орф был хорошо знаком и с новациями немецкого театра междувоенных лет. Но все же имя Карл Орф (в отличии, скажем от имени Курт Вайль, обычно идущего вслед за Бертольд Брехт) принадлежит к истории музыки, а не театра.
Орф был первым, кто повел язык музыки к решительному и сознательному упрощению -- и его простоте нельзя отказать в подлинной изысканности.
Принципиальная гомофония, остинатные формулы -- при полном безразличии к полифонии и тематической разработке, вкус к древним формам пения, грегорианскому или византийскому, народно-танцевальная ритмическая энергия, сочетание красочности и аскетизма в оркестре, из которого мало-помалу удалялись певучие струнные, зато увеличивалось количество роялей и ударных многонационального происхождения.
Орф воплотил мир преданий и мифов, многокрасочный, многоязычный, иногда ужасный. Современность в искусстве внушала ему отвращение. Знаменитая Carmina Burana (1936) -- это светские песни раннего средневековья, радостные, озорные и лирические, сочиненные безымянными поэтами и школярами и восторженно записанные монахами бенедиктинского монастыря Бойерна. Catulli carmina и "Триумф Афродиты" -- лирика Катулла и Сафо. "Умница" (1942) -- немецкая сказка про короля, голого, как все короли, и простую девушку, умную, как все простые девушки. "Бернауэрин" (1945) -- баварская драма тоже про девушку -- только уже ставшую жертвой охоты на ведьм. В ней поют драматические артисты, а большой хор и оркестр словно призваны следить за тем, чтобы "музыки" было как можно меньше.
Конечно, от придирчивого уха не скроется, что "Царь Эдип" и Симфония псалмов Стравинского слышны у Орфа на каждом шагу. И все же его мир настолько оригинален, замкнут и неизбежно ограничен, что долгое время трудно было вообразить что-то хотя бы отдаленное похожее на него. Этому положила конец "новая фольклорная волна", прокатившаяся в 60-е годы по многим странам мира. Оказалось, что модели, найденные Орфом, годятся чуть ли не любой национальной культуре, решившей искать вдохновения вблизи своих истоков. "Курские песни" Георгия Свиридова, "Калевипоэг" Вельо Тормиса или "Креольская месса" Ариэля Рамиреса -- лишь случайные тому примеры. Но к ним можно смело прибавить и, к примеру, Tehillim -- древнееврейские псалмы Стива Райха. В 60-е годы Райх был одним из родоначальников музыкального минимализма. Совсем немного времени потребовалось этому постиндустриальному направлению авангарда, чтобы сдать свои позиции в пользу живучего примитивизма, открытого Карлом Орфом.
Это не значит, что музыка Орфа -- как и его система детского музыкального воспитания, которой он отдал многие годы жизни, -- сегодня повсеместно принята и почитаема. Подобно тому как сам Орф, в 42 года написавший Carmina Burana, отвергнул все им до этого созданное, другие пытались сделать это с его творчеством в целом. После второй мировой войны ведущие позиции в немецкой музыке заняли радикалы. С точки зрения авангарда, реабилитировавшего единственно исторически правомочную школу Шенберга, Орф не укладывался ни в какие рамки. Естественно, эстетическое неприятие не выступало отдельно от политического.
В 1947 году журнал "Мелос" выступил с памфлетом по поводу премьеры "Бернауэрин", определяя это произведение как типичное проявление идеологии "земли и крови". Орф работал, исполнялся и добился успеха в нацистской Германии. Ему принадлежит музыка для берлинских Олимпийских игр 1936 года, он написал музыку к спектаклю "Сон в летнюю ночь", поскольку неарийский Мендельсон оказался под запретом. Другим грешникам давным-давно все простили: никому уже не приходит в голову говорить о "наци Штраусе" или "наци Караяне". Орф, хотя и вступил в партию, никогда не был функционером и, насколько известно, никому не причинил зла. Но когда несколько лет назад дирижер амстердамского Concertgebouw Риккардо Шайи заменил традиционную рождественскую программу из музыки Малера на Carmina Burana, это было воспринято как "поздравления к Рождеству из нацистской Германии".
В ноябре 1994 года, когда начался "Год Орфа", Центр Орфа в Мюнхене специально пригласил историков, чтобы выяснить позицию композитора во времена национал-социализма. На симпозиуме состоялись жаркие схватки. Основным обвинителем выступил канадский музыковед Михаэль Катер, который выяснил, что после войны Орф пытался ввести в заблуждение союзников: чтобы получить профессиональные льготы, он выдал себя за тайного члена мюнхенской группы сопротивления "Белая роза". Известно, правда, что свою "Бернауэрин" композитор посвятил памяти друга -- профессора музыки Курта Хубера, казненного нацистами в 1943 году. Однако также известно, что Орф не подозревал о политической деятельности Хубера, а посвящение приписал только в 1946 году. Нападки другого рода сопровождали Орфа при жизни. После премьеры Carmina Burana во Франкфурте в 1937 году, газеты писали о "чуждых ритмических элементах", а президент Райхсмузиккаммер Петер Рабе говорил о "баварской негритянской музыке". Это был уже берлинский шовинистический взгляд на юг Германии.
Но если все же говорить о музыке, то юбилейный год стал годом Carmina Burana. Сегодня хор "О Фортуна", открывающий эту кантату, преследует на каждом шагу самого непосвященного слушателя, появляясь повсюду -- вплоть до рекламных роликов. Исполнению других произведений мешает репутация композитора. На европейском севере -- в Берлине, Гамбурге, Лондоне и Амстердаме -- юбилейных торжеств было решено не проводить. Зато Мюнхен и пол-Баварии отметили столетие земляка длинной "ночью Орфа", а также спектаклями в Prinzregenten-Theater и постановкой Carmina Burana на Koenigsplatz -- грандиозным современным представлением с живыми картинами, большим количеством аппаратуры и пиротехнических эффектов. Этот спектакль оказался так хорош, что, кажется, даже принципиальному северу не удастся избежать его гастролей.
Антон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Леонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

Leonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov

Павел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

Встреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

Владимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

Павел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

Pavel Karmanov - Force major (2010) studio record for 2 Violins & 2 Pianos - Elena Revich, Marina Katarzhnova (violins) Vadym Kholodenko

Александр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

Леонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

Владимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Юрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

Pavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

Павел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

Владимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

Александр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

Pavel Karmanov - Twice a double concerto in Riga - European premiere Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija

Павел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

Татьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва


Pavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

Владимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Павел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород


Леонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений

Pavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

Владимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

Другие видео