посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata


посмотретьПетр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov

посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

посмотретьPavel Karmanov - Music for Firework concert version by Alexei Khanyutin The Posket symphony, Nazar Kozhukhar Назар Кожухарь Карманов Ханютин

посмотретьВладимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

посмотретьАлександр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

посмотретьПетр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита


посмотретьАнтон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

посмотретьГеоргий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.

посмотретьPavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth


посмотретьПавел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013


посмотретьПавел Карманов - Michael Music Pocket symphony, Nazar Kozhukhar, cond.

посмотретьПавел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

посмотретьПавел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

посмотретьТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -


посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьАлександр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

Другие видео

Музыкальная критика



Индийские раги с вольностями и строгостями

В Рахманиновском зале Консерватории выступили музыканты из Индии, исполнившие для московского слушателя сколь древнюю, столь же и актуально современную музыку -- классические индийские раги. Настоящих ценителей этого искусства в Москве не слишком много, но и для обычных слушателей концерт стал событием большим, нежели просто прикосновение к экзотической культуре. Дипак Чоудхури (ситар) и Танмой Бос (табла) -- мастера действительно высочайшего класса. О раге и о них пишет музыковед МАРИЯ МАРКИЗ.

КоммерсантЪ / Вторник 12 сентября 1995
Индийская классическая музыка уже не одно десятилетие является неотъемлемой частью концертной жизни на Западе; хорошо известно и ее влияние на многих западных композиторов, усилившееся начиная с послевоенных лет -- что, однако, ни в коем случае не может расцениваться как некий эстетический пропуск индийской традиции, насчитывающей тысячелетия, в европейскую культуру. Классическая музыка в Индии, как и на Западе, рассчитана на элитарную публику. И хотя такие музыканты, как Рави Шанкар, не раз выступали и перед массовой аудиторией, большинство музыкантов предпочитает толпам непосвященных нескольких знатоков и камерную обстановку. На первом московском концерте (второй состоится 15 сентября в ЦДЛ) публики было немного, но можно сказать, что ей выпала большая удача: музыкантов такого уровня, как Дипак Чоудхури и Танмой Бос, удается услышать живьем нечасто -- тем более в Москве, где гастроли исполнителей с Востока пока не стали привычным делом.
Впрочем, слово "исполнитель" (как и еще более обидное -- "импровизатор") к музыканту, играющему раги, неприменимо: он и создает, и интерпретирует музыкальное произведение, следуя сложному и разветвленному своду правил, определяющих как композиционные схемы и организацию звукорядов ("тат"), так и стилистические законы их трактовки. Ситарист Дипак Чоудхури принадлежит северо-индийской традиции, где структура раги складывается из двух частей: "алап" раскрывает мелодические секреты лада, он исполняется солирующим инструментом в свободном ритме; вторая часть -- "гат", в ней к основному инструменту присоединяется барабан "табла", вносящий организующий ритмический элемент. Медленный алап символизирует духовную глубину, контроль, умозрительность и сдержанность; виртуозный гат, напротив, воспевает природу физическую -- темперамент, стихийность и внешний блеск.
В субботнем концерте Дипак Чоудхури исполнил в раге "Хемант" сложнейший алап, высветив возможности лада по всему диапазону ситара. Последовавший за ним алап джор -- обычно небольшое связующее звено, в котором появляется ритмический пульс, но еще не вступает табла -- был превращен им в самостоятельный раздел. Табла так и не вступил, и гат вообще не был сыгран. Рага "Васанпанчам" был исполнен еще более необычно: тут Дипак Чоудхури счел возможным совсем опустить алап и сразу же перейти к ритмическому гату, в сопровождении Танмоя Боса на табле. Надо заметить, что в индийской традиции, где иерархия среди исполнителей играет первостепенную роль, такие вольности дозволены лишь самым почитаемым музыкантам. С другой стороны, именно этот без-алапный рага смог бесповоротно вовлечь публику в музыкальное действо.
Здесь молодому Танмою Босу досталась роль почти такая же важная, чем маститому Дипаку Чоудхури. Ритм в индийской музыке -- вообще особая статья; европейская музыка не знает ничего подобного, где арифметическая изощренность так сочеталась бы с феноменальной виртуозностью. Цель музыкантов -- показать как можно больше комбинаций ритмических и мелодических элементов, и одним из способов это сделать является так называемый "тихай": небольшой мотив прокручивается несколько раз -- до тех пор, пока его первая доля не совпадет с началом ритмического цикла. Таким образом, 9-дольный мотив в 12-дольном размере повторяется четырежды (общий знаменатель -- 36), а 6-дольный в 16-дольном -- 8 раз (общий знаменатель -- 48). Разгадать замысел музыкантов в момент исполнения дано не всем, но даже непосвященному человеку передается невероятное ощущение полета, захватывающего дух, экстаза -- интеллектуального и физического. Замечу, что таких длинных тихаев, как те, которые подарили нам Дипак Чоудхури и Танмой Бос, мне еще слышать не доводилось.
Рага "Мишра Гара", прозвучавший во втором отделении, был представлен в наиболее полной форме, с алапом и гатом, причем в последнем Танмой Бос получил возможность показать свое невероятное мастерство в одиночку: Дипак Чоудхури на это время велел своему ситару замолкнуть, зато привлек к делу ошеломленную публику, сходу заставив ее отмечать регулярными хлопками сильную долю ("сам") 16-дольного размера ("тинтал"). Публика выполняла эту задачу с энтузиазмом, хотя и с легким ритмическим запозданием.
Как оказалось, размер и акустика бывшего синодального зала идеально соответствуют индийской музыке, и, что особенно приятно, музыканты не сочли необходимым прибегнуть к звукоусилителям, порой огрубляющим тембр инструментов. И пусть событие это не было выдержано целиком в аутентичном духе. Концерт, который в Индии мог бы продолжаться несколько часов, а то и всю ночь, закончился в 10 вечера, некоторые из организаторов, возможно, ненамеренно, нарушили традиционный запрет на хождение в обуви по ковру, на котором располагаются священные по своему статусу музыкальные инструменты. Было бы также лучше, если бы теле- и аудиооператоры демонстрировали свой труд менее очевидным образом. Но подобные мелочи стерлись в атмосфере духовного подъема, которым было отмечено это уникальное событие в московской музыкальной жизни.
посмотретьВладимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

посмотретьВладимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик


посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьАлександр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьКвинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

посмотретьPavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

посмотретьPavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьПавел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

посмотретьВладимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

посмотретьПавел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and


посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьВладимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьЛеонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

Другие видео