посмотретьSergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

посмотретьТарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская

посмотретьPavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

посмотретьДорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

посмотретьГеоргий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.



посмотретьЛеонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010


посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

посмотретьКвинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010


посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013



посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьПавел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

посмотретьТатьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

посмотретьПавел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

посмотретьЛеонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

посмотретьВладимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

посмотретьПавел Карманов - Michael Music Pocket symphony, Nazar Kozhukhar, cond.


посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьАлександр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

посмотретьВладимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

посмотретьЛеонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

Другие видео

Музыкальная критика



Музыка всего мира, музыка для одного человека

Во Франции на 86-м году жизни умер один из ветеранов науки и искусства XX века -- Пьер Шеффер, изобретатель "конкретной музыки", автор "Симфонии для одного человека".

КоммерсантЪ / Среда 30 августа 1995
"Если за словами 'любовь с первого взгляда' вообще что-нибудь стоит, то меня это дошло в тот день. На протяжении часа, пока длилось прослушивание 'Симфонии', я совершил кругосветное путешествие, вошел во все дома, познал все драмы, увидел войны и вулканы, низость и надежду, испытал блаженство на всех ложах и предался духовному созерцанию во всех храмах. Не понимаю, как из всего этого я вышел целым и невредимым... 'Симфония' дала мне по морде, утерла нос. Я должен был поднять перчатку. До сих пор я только мило флиртовал с музыкой -- теперь дело серьезное."
Так описал свое впечатление от первого знакомства с "Симфонией для одного человека" Морис Бежар, вскоре создавший на ее основе один из самых этапных своих балетов. Сегодня, прокручивая эту старую пленку, трудно понять, что могло так вдохновить хореографа-новатора в этой наивной, хотя и не не лишенной экспрессии коллекции криков, шепотов, плача, смеха, выкриков, напевов, свистов, отрывков разговора, дверных стуков, шагов, ударов, грубоватых интерлюдий, сыгранных на подготовленном фортепиано, и брутальных вторжений бытовой ready made-музыки. Современному слуху ее красочный убор кажется выцветшим -- зато на первый план выступила несколько навязчивая, как в анимационном кино, или как в любой области, подчиненной тотальному своеволию автора, символичность.
"Симфонию для одного" создали двое -- радиотехник Пьер Шеффер и композитор Пьер Анри. Сейчас их имена часто произносят на одном дыхании, забывая о том, что первый был на семнадцать лет старше второго, а сотворчество их было хотя и счастливым, но недолгим. Пьер Шеффер, родившийся в 1910 году, в 1929 окончил престижную Ecole Polytechnique, с 1934 работал специалистом по телекоммуникациям в Страсбурге, а в 1936 стал инженером Французского радио. Параллельно он изучал литературу и философию, интересовался скаутским движением и идеями Гурджиева, наводил мосты между различными дисциплинами знания -- музыкой, физикой, театром, визуальными искусствами и психологией. Первые опыты его "конкретной музыки" -- "Этюд с турникетом", "Этюд с кастрюлями" и "Этюд с железными дорогами" -- впервые прозвучали в радиоэфире 5 октября 1948 года под общим названием Concert de bruits ("Концерт шумов"). Критики охотно оценили прикладные достоинства нового жанра, и вскоре конкретная музыка действительно легко нашла дорогу в фильмы и радиоспектакли. Но тогда Шеффер стремился вовсе не к этому -- звуки окружающего мира были для него куда богаче, сложнее и самостоятельнее, чем музыка в привычном понимании.
Symphonie pour un homme seul, написанная двумя Пьерами, в 1950 году была синонимом технического прогресса в музыке. Сейчас об этом просто страшно подумать, ведь никакой магнитной записью авторы тогда еще не пользовались: последним писком индустрии в их руках была так называемая техника sillon ferme, позволявшая создавать на грампластинке замкнутую дорожку. Но годом позже Шеффер пробил в бухгалтерии радио техническую новинку -- магнитофон (посмотрите, с какой гордостью он восседает в его компании на снимке). Пустившись в эксперименты с пленкой, Шеффер разделил со звукоинженерами того времени все тяготы по уменьшению сабельности ее основы и утверждению равномерности полива ее эмульсии. В 1952 году он в соавторстве с Абрамом Молем выпустил и первый внушительный теоретический труд -- "К исследованию конкретной музыки"; за ним последовали другие.
Пьер Шеффер родился уже не в то время, чтобы стать пионером технологической музыки вообще -- эту честь у него перехватили Лев Термен и итальянские шумовики-футуристы. Однако c именем Шеффера связан старт композиторского творчества в студии. Его первое детище называлось Studio d'Essay -- оно много раз расширяло профиль и реогранизовывалось под разными названиями (самое известное -- Groupe de Recherche de Musique Concrete). Следом за ним в 1951 году возникли студии в Принстоне (где занялись экспериментами Отто Люэнинг и Владимир Усачевский), Кельне (Херберт Аймерт и Карлхайнц Штокхаузен) и Токио, а дальше, как грибы, в Милане (1953), Эйндховене (студия Philips, 1956), Мюнхене и Варшаве (1957), Брюсселе (1958), Торонто и Сан-Франциско (1959). Что касается Парижа, то там студия Шеффера оставалась самой влиятельной до тех пор, пока один из ее питомцев -- Пьер Булез -- не учредил в 1976 году институт IRCAM, обозначивший уже новую эру -- компьютерной музыки.
В 1968 году Шеффер принял пост профессора Парижской консерватории и стал действующим классиком -- говорят, одним из самых терпимых к непокладистости своих продолжателей. От сочинительской практики он отошел уже в начале 60-х -- в отличие от Пьера Анри, ставшего первым композитором-профессионалом, чей талант расцвел именно на этой стезе. В свое время они сообща приложили руку к созданию сборно-монтажного образа мира (и нынешний этап, на котором конкретная музыка стала называться сэмплерной, не решился на его коренное изменение). Однако уже тогда Шеффера, как исследователя, больше интересовал звук, Анри, как композитора -- структура. Путь, пройденный с тех пор электроакустической музыкой -- путь Шеффера: невероятно расширив поле сонорики, она не изобрела ничего принципиально оригинального в области формы. И лишь сейчас, с развитием интерактивных технологий и переосмысления формы в целом, как категории, эта ситуация понемногу начинает меняться.
посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьТатьяна Герасимёнок - Insomnia.Poison (2016) Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

посмотретьГеорг Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Алексей Гориболь, Полина Осетинская. Дом музыки

посмотретьКвинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

посмотретьВладимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти


посмотретьТатьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Владимир Мартынов, ГСЦИ, 01.02.10

посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьО ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьПавел Карманов - Michael Music Pocket symphony, Nazar Kozhukhar, cond.

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьЛеонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер


посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov


посмотретьГеоргий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.


посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьПетр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Таллинн, Eesti musika paevad. Ася Соршнева, скрипка. Марина Катаржнова, альт. Петр Кондрашин, влч. Петр


Другие видео