Музыкальная критикаПауль Хиндемит -- композитор из мрамораМосковские фестивали современной музыкиКоммерсантЪ / Пятница 19 мая 1995 В концертной студии Дома звукозаписи на Малой Никитской (бывшая Качалова) состоялся заключительный концерт гастролей ансамбля Modern из Франкфурта-на-Майне, организованный Гете-институтом при спонсорстве концерна BMV. Концерт прошел в рамках русско-немецкого "Музыкального форума-95", который двумя днями и пятью концертами позже завершился в Рахманиновском зале консерватории. На "Музыкальном форуме" ансамбль Modern сыграл произведения Эдгара Вареза (1883-1965), Дьердя Лигети (род. 1923), Джорджа Бенджамина (род. 1960) и Пауля Хиндемита (1895-1963) -- мастера немецкого неоклассицизма, 100-летие которого празднуется в этом году. Хиндемит был одним из самых универсальных композиторов XX века, создавшим целую энциклопедию жанров и образцов их применения -- достаточно назвать педантичный Ludus tonalis -- аналогию "Хорошо темперированного клавира" Баха -- или цикл сонат для абсолютно всех существующих инструментов. В этом ряду стоит и прозвучавшая Kammermusik #1 (впервые исполненная в 1921 году на фестивале в Донауэнгшине, проходившем под покровительством князя Фюрстенбергского). Она являет собой блестящий пример соединения принципов "новой деловитости" (Neue Sachlichkeit) со стилем барочных пассакалий и токкат. Хиндемит, как и Варез или Лигети -- классическая часть репертуара ансамбля Modern. Роль этого высоко котируемого коллектива на международной сцене велика -- он делает непопулярную в целом музыку нашего столетия достоянием престижной филармонической жизни. Проверенные образцы разных направлений, которым отдает предпочтение ансамбль, оставляют в его репертуаре мало вакансий для молодых авторов. Но все же они есть -- например, англичанин Джордж Бенджамин, одно из самых приятных впечатлений форума. В концерте ансамбля Modern приняли участие московский ансамбль АСМ, а также DAT-магнитофон студии, исполнившие соответственно камерную музыку Виктора Екимовского и электроакустическую Игоря Кефалиди. Последний из названных исполнителей справился со своей задачей лучше. Возможно, АСМ на фестивале просто не повезло, но несомненно, что на московском музыкальном поприще у него появился набирающий силу конкурент -- ансамбль "Студия новой музыки" из Консерватории. Этот ансамбль сделал на форуме, кроме "Реквиема" Хенце (совместно с ансамблем Modern, о чем мы уже писали), еще пару серьезных программ из сочинений российских авторов, в том числе молодежи. Эти авторы заслужили много теплых чувств, а также суждение немецкого музыковеда Ульриха Дибелиуса, высказанное на сопутствовавшей форуму конференции: "В Германии есть 20 хороших молодых композиторов, но не просите меня выделить двух или трех". С исполнителями дело обстоит лучше -- двое или трое музыкантов из "Студии новой музыки" отмечены ансамблем Modern и приглашены для участия в его проектах. Современные русские композиторы: Виктор Екимовский, Игорь Кефалиди |