посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьVladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

посмотретьЛеонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти


посмотретьДорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х


посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьГеоргий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.

посмотретьSergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьАнтон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьО ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный

посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьПавел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Creed (2015) "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

посмотретьВладимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Другие видео

Музыкальная критика



Две полифонические симфонии против концерта Рахманинова

Пааво Ярви и Григорий Соколов

КоммерсантЪ / Четверг 03 апреля 1997

Почему так трудно иностранным гастролерам на московской сцене

Абонемент Российского национального оркестра продолжает лидировать по части приглашения гастролеров. Мы еще не забыли тех радостей, которые доставили нам американский японец Кент Нагано и берлинский баварец Франк Штробель, а в очередных программах уже появились новые мировые имена -- молодой дирижер Стокгольмского королевского оркестра Пааво Ярви и культовый петербургский пианист Григорий Соколов.

Грустный вальс в пустом партере

Пааво Ярви -- американский эстонец, а ныне отчасти швед. Сын знаменитого эстонского дирижера Нэеме Ярви и ученик Леонарда Бернстайна, он уже близок к тому, чтобы сделать столь же громким и свое имя. Спокойный, рассудительный, с глубоким басом, он оказался и на редкость любопытным человеком: кого еще из заезжих звезд можно было увидеть стоящим в осветительской ложе во время концертов Светланова и Когана? Однако и свою программу он успел подготовить к безукоризненному исполнению.
"Полифоническая симфония" Арво Пярта -- ранний опус (1964), мало предвещающий Пярта зрелого и заоблачного, написан в годы, когда Эстония была, по выражению Ярви, "под советской оккупацией". Лаконичное, жесткое, почти камерное сочинение на время превратило плетневский оркестр в гибкий и послушный ансамбль современной музыки. Затем настал счастливый миг для Александра Рудина, исполнившего Виолончельный концерт Шумана мягко, виртуозно и свободно, в то время как Ярви обеспечил ему отличную сбалансированную поддержку: на мой взгляд, это был лучший (из мною слышанных) оркестровый аккомпанемент в сезоне. От богатства романтической эмоции компас программы снова повернул на суровый север. И тут выяснилось нечто интересное: в редкой для нашей сцены Пятой симфонии Сибелиуса дирижеру удалось достичь такого взимоперетекания тем и аккомпанемента, что, казалось, он сотворил на месте еще одну "полифоническую симфонию". Мало того, тем же способом Пааво Ярви ухитрился сыграть на бис (а можно было догадаться, что именно будет сыграно) шлягерный "Грустный вальс" того же скуднопопулярного автора.
Все было бы прекрасно, но играл Ярви для полупустого зала консерватории. Это участь большинства гастролеров, и было бы ошибкой объяснять ее патриотизмом московской публики. За постперестроечные годы мы перевидали на наших сценах такое количество безработных халтурщиков, слетающихся к бесхозным российским оркестрам, что любое иностранное имя в афише способно вызвать лишь полный штиль у билетных касс. Дело иногда спасают отдельные композиторские имена -- Чайковский, Рахманинов и в последнее время Малер. Напротив, в Швеции, откуда прибыл Ярви, концерт без современного сочинения воспринимается как злостная недостача в комплектации. Стоя посреди пустой артистической, Пааво Ярви не выглядел человеком, нуждавшимся в утешениях: он сыграл именно то, что хотел, а про публику уверенно сказал: "В следующий раз придут".
Все так, но пока приглашение европейского дирижера мирового уровня в Москву выглядит чистой воды радикализмом, а нормальная цивилизованная политика Российского национального оркестра -- утопией. После этого просто рука не поднимется критиковать руководство оркестра за то, что в программе следующего концерта был объявлен один Рахманинов.

Тяжелая артиллерия на плечах голубых танцовщиц

Аншлаг на концерте был еще и потому, что пианист Григорий Соколов москвичам знаком и ими любим. И в этот раз он полностью оправдал ожидания как обычных слушателей, так и профессионалов, в своих чувствах к Соколову единых до неправдоподобия. "Как можно играть на рояле, когда есть Григорий Соколов?" -- говорили пианисты, попутно советуя отдыхать Маурицио Поллини, Альфреду Бренделю и Иво Погореличу.
Верно, Григорий Соколов не имеет ничего общего с современной, утонченной и высокооплачиваемой, пианистической культурой. Внутренняя значительность игры 47-летнего пианиста просит поместить его в вымерший класс -- к Нейгаузу, Юдиной, Софроницкому. Грузный, сутулый, с публикой неприветливый, он играл так, словно Второй концерт Рахманинова -- не мальчик для битья на пианистических конкурсах, а вчера написанная партитура. В его бесплотном пиано будто уже содержится завернутое во фланель форте -- настолько стремительно он взлетал от одного к другому через воздушные слои промежуточных оттенков. Так же своевольно Соколов срывался со второй на четвертую скорость, чем шокировал зал, а дирижера Владимира Зиву ставил в чрезвычайные ситуации, из которых тот выбирался с переменным успехом.
Слушая концерт Рахманинова, можно было представить, как Соколов играет Баха или позднего Бетховена. Но вообразим себе, что будет, если "Голубых танцовщиц" Дега переписать тяжелоартиллерийским рубенсовским мазком? Живопись станет сильнее, но что останется от танцовщиц? Да, желающим вкусить рахманиновской весенней полетности и звукового парения стоило обратиться в другое место. А вопрос о техническом перфекционизме остался открыт: Соколов играл точно, оснащенно и качественно, при этом -- не в самых трудных местах -- мазал. Что же, будем слушать тех, кто никогда не мажет?
Наверное, московские поклонники Григория Соколова обрадовались бы еще больше, если бы их кумир (не в обиду Российскому национальному оркестру будь сказано) сыграл сольный концерт. Но кусочек такового был предъявлен -- в виде двух медленных и печальных ноктюрнов Шопена, сыгранных на бис. Восхищаясь глубиной и свободой игры Соколова, замечу, что она, как ни парадоксально, оборачивается несвободой в нас. За последние годы мы стали воспринимать искусство не как спасение от жизни, а как ее часть. Здесь же мы поневоле должны вспоминать о том, какими были когда-то.
Во втором отделении, уже без Соколова, Владимир Зива провел Вторую симфонию Рахманинова, в свое время исключительно успешно сделанную с оркестром самим Михаилом Плетневым. Времени на репетиции было мало, поэтому Зива не успел (кроме как в первой части, которую как раз репетировали больше) развалить плетневскую работу. Симфония получилась, а оркестр звучал выше всяких похвал.

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Creed (2015) Реж. Бенедек Флигауф

посмотретьPavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьВладимир Николаев - Игрища Музыкальное представление Видео с концерта фестиваля «Другое пространство». Москва. 20 июня

посмотретьВладимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал


посмотретьВладимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

посмотретьПавел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

посмотретьPavel Karmanov - Force major (2010) studio record for 2 Violins & 2 Pianos - Elena Revich, Marina Katarzhnova (violins) Vadym Kholodenko

посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

посмотретьПавел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьПавел Карманов - Michael Music Pocket symphony, Nazar Kozhukhar, cond.

посмотретьPavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

посмотретьPavel Karmanov - Twice a double concerto in Riga - European premiere Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija

посмотретьТатьяна Герасимёнок - Insomnia.Poison (2016) Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

посмотретьВладимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

Другие видео