Антон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Владимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

Леонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

Pavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Антон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

ТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

Александр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

Павел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Pavel Karmanov - Force major (2010) studio record for 2 Violins & 2 Pianos - Elena Revich, Marina Katarzhnova (violins) Vadym Kholodenko

Александр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

Александр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Татьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Дорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

Георгий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.

Pavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and


Владимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

Pavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

Встреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Татьяна Герасимёнок - The Creed (2015) Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Другие видео

Музыкальная критика



Небольшие маневры в Большом балете

Сезон 1996-97 годов еще не закончился, но, по-видимому, все главные события позади. Премьеры не объявлены, гастроли не предвидятся, и балетоманам остается только ждать (без особых надежд на художественные открытия) очередного Международного конкурса, в котором сорок японцев и китайцев будут отчаянно соревноваться с восьмьюдесятью русскими. Между тем критики не могут молчать -- им есть что сказать вдогонку уходящему сезону. В диалоге участвуют историк балета ВАДИМ ГАЕВСКИЙ и обозреватель "Коммерсанта-Daily" ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

КоммерсантЪ / Среда 21 мая 1997

Итоги московского сезона

-- Вадим Моисеевич, вы все о Петербурге да о Петербурге. Что, про Москву и говорить нечего?
-- Могу рассказать об Игоре Моисееве. И о юбилейном концерте ансамбля -- ведь он стал главным, а может быть, и единственным событием московского сезона. Этот вечер оказался не только триумфальным, но и поучительным. Он строился ретроспективно. В первом отделении показывали старые номера, а во втором -- новые, из последних. И вот что замечательно: эти последние, по-современному изощренные номера (например, восхитительный вьетнамский танец) нисколько не отменили старых, поставленных в духе и стиле 30-х годов, отмеченных печатью той эпохи. В сущности, то была массовая культура, но на высоком уровне мастерства.
Шестьдесят лет назад популярное искусство создавали крупнейшие мастера, единственным законом и единственным критерием было требование выразительности -- выразительности максимальной. Классический пример у Моисеева -- "Партизаны", номер, в основе которого лишь две, но весьма яркие, предельно укрупненные детали: кавалерийская бурка и скользящий шаг. Перед нами знаковая эстетика, а знак -- наиболее концентрированная и наиболее лаконичная форма выражения идеи. И в силу этого -- узнаваемая и долговечная. Потому-то "Партизаны" и существуют около полувека. Здесь те же законы, которым следовал Всеволод Мейерхольд. Смотрите раннего Моисеева, если вы хотите что-то понять в позднем Мейерхольде.
Кстати сказать, юбилейный концерт проходил в зале имени Чайковского, где проходит большинство концертов ансамбля. А ведь это так и не построенный театр Мейерхольда, и тень Мастера время от времени посещает сцену и зрительный зал -- так мне, во всяком случае, кажется. И вот я думаю, я даже уверен, что Всеволоду Эмильевичу понравился бы этот концерт, и знаете почему? Потому что на сцене работали артисты-виртуозы. А виртуозность -- это как раз то, что больше всего ценил в театре Мейерхольд.
-- Этот завлекательный экскурс в историю и теорию искусства вы сделали потому, что вам нечего сказать о сегодняшнем дне?
-- И в самом деле нечего. Потому что поиски выразительности, отличавшие лучшие годы нашего театра, сейчас мало кого увлекают. Торжествует эстетика калейдоскопичности, эстетика суетливости. Один невыразительный образ сменяет другой невыразительный образ, глаз не запоминает ничего, и сердце не успокаивается.
-- Значит, "выразительные" косу и кокошник на бывшей Одетте, нынешней Царь-Девице в новом "Лебедином озере" Большого театра вы не заметили? Впрочем, кажется, Вашего отклика на премьеру балетная общественность так и не дождалась. Щадите Владимира Викторовича?
-- Щажу. А кроме того, я и спектакля-то не видел.
-- Как это? Вы даже фигурируете в буклете рядом с Анатолием Агамировым, создателем либретто -- почти как два соавтора. Лучше признайтесь: вы консультировали эту постановку?
-- Боже упаси. Но я действительно был на двух черновых репетициях и после первой не запротестовал, как должен был бы, а наоборот, высказал нечто невнятно-поощрительное. Некоторые сцены мне понравились своей смелостью и своей изобретательностью, однако общее решение меня смутило. Но огорчить балетмейстера не хватило духу. Васильев был очень взнервлен, ждал поддержки, ради этого меня и позвали. Кроме того, я не забыл и никогда не забуду, как Васильев вступился за меня в дни гонений, которым я в свое время подвергся (Книга Вадима Гаевского "Дивертисмент" была запрещена к продаже, часть тиража рассыпана, а ее редактор Сергей Никулин лишился работы. -- Ъ). А ведь я тогда даже не был с ним знаком. Мое поведение на репетиции по-человечески очень понятно, хотя свой долг театрального критика, а тем более историка балета, я, конечно же, нарушил.
-- Что именно вы не решились высказать тогда Васильеву?
-- Знаете, я все-таки сказал ему почти все, что хотел, но не был услышан. Протест мой вызвало разрушение второй картины "Лебединого", чего никто никогда себе не позволял. Половина номеров Васильева, половина Льва Иванова -- порушена логика, основанная на хореографическом тематизме, главном завоевании симфонического балета. В результате получилось нечто несуразное. Да и сама музыка второй картины, наиболее ценимая автором, подверглась искажениям совершенно недопустимым.
Я попытался сказать об этом, но сразу убедился в том, что Владимир Викторович не человек диалога и слышит лишь то, что подсказывает его внутренний голос. Сегодня, по-видимому, он не готов к диалогу ни с современным балетным искусством, ни с классической балетной стариной. Ему удаются совсем другие вещи. Он новеллист, чеховская "Анна на шее" увлекает его по-настоящему, ему хорошо знакома прозаическая изнанка творчества и жизни, что он и продемонстрировал в нашумевшем фильме "Фуэте". Он мастер острых насмешливых танцевальных юморесок...
-- А вы его не путаете с Брянцевым?
-- ... но он, Владимир Васильев, хочет быть балетмейстером-трагиком, балетмейстером-интеллектуалом. Васильев -- настойчивый человек, у него масса энергии, и я не исключаю, что он своего добьется...
-- Вы полагаете, можно стать трагиком и интеллектуалом с помощью энергии и настойчивости?
--...добьется. На моих глазах молодой Васильев перестраивал и сумел-таки перестроить свой актерский образ. Дистанция между его Иванушкой и его Базилем в "Дон Кихоте" огромна. А он прошел или даже пробежал ее за очень короткий срок. Для того, чтобы подобная метаморфоза повторилась в судьбе Васильева-балетмейстера, он должен осознать, что именно случилось с"Лебединым". А пока как получается: у Моисеева в 30-х годах массовая культура и высшее мастерство, а в Большом театре 90-х -- претензии на элитарность и уровень ремесла довольно-таки огорчительный.
-- Тем более огорчительный, что с приходом Васильева в театр связывалось столько надежд...
-- Два года назад я сформулировал для себя нечто вроде программы из четырех пунктов. Я предполагал, что Васильеву предстоит осуществить следующее: 1) изгнать из атмосферы театра дух скандальности; 2) избавить Большой от всего захолустного и провинциального, что там накопилось; 3) открыть двери выдающимся балетмейстерам и всей классике ХХ века; 4) попытаться найти своего хореографа, чьи постановки было бы не стыдно показывать на сцене Большого театра. Мне кажется, что пока выполнен только первый пункт этой не слишком обширной программы.
-- Не думаете ли вы, что приглашением Гордеева Васильев стремился выполнить разом все остальные пункты?
-- А вы, в свою очередь, не думаете, что с Гордеевым все не так просто?
-- Пожалуй. Известно, что в следственном деле есть такая практика: задержанного попеременно обрабатывают два следователя -- добрый и злой. Балетные вожди Большого воспроизводят эту схему с дотошностью почти карикатурной. В первом сезоне "злым" был Гордеев: неуспех его "Танго" и, несмотря на это, обилие личных творческих планов; экспансия гордеевского"Русского балета"; отъезд ведущих солистов ГАБТа, "выжитых" за границу оскорбительными контрактами; менталитет нового худрука -- все это очень пугало балетную общественность.
-- Да, его интервью-портрет в прошлогоднем сентябрьском "Коммерсанте-Dily" выглядит довольно-таки мизерабельно...
-- Васильев же казался почти спасителем: имидж народного любимца, пылкая тронная речь -- "спасем, сохраним и прорубим окно"; осмотрительные первые шаги, подразумеваемые эрудиция и хореографическая культура, предполагаемые личные связи с западной балетной элитой, придуманная народной молвой оппозиция "злому" худруку балета (по слухам, именно Васильеву мы обязаны непоявлением гордеевской "Метели" на сцене Большого).
Словом, его любили. И заранее прощали возможные ошибки. Но даже многолетнее пылкое чувство не выдержало испытаний второго сезона. Последовала серия ударов: полное забвение собственных программных обещаний, жадное и неосмотрительное стремление все делать самому -- в результате появление банально-пошловатой "Травиаты", славянофильского "Лебединого". В следующем сезоне грядет покушение на "Жизель". Демократ Васильев не любит аристократов: в старом романтическом балете граф Альберт наделен танцевальной речью, а лесничий Ганс вынужден довольствоваться пантомимой. Дабы восстановить справедливость и предоставить Жизели возможность полноценного выбора, Васильев собирается наделить танцем и человека из народа, одев его при этом в костюм от Живанши.
-- В этом больше от Васильева-Иванушки, чем от Васильева-Базиля. В габтовском лидере настораживает отсутствие сколько-нибудь адекватной оценки ситуации, равно как и сколько-нибудь адекватной самооценки.
-- И напротив, мудро сгинувший в недрах театра Гордеев стал казаться скромным тружеником, озабоченным насущными проблемами балета. Известно, в частности, что именно по его инициативе были возобновлены в текущем сезоне "Раймонда" и "Спящая красавица" (оба спектакля Петипа в редакции Григоровича). Они, кстати, исчезли с афиши задолго до смены театральной власти. Дело само по себе важное и полезное: такие балеты помогают держать труппу в форме и поднимают престиж театра.
-- Но я слышал что-то нелестное об этой реконструкции "Спящей". При том, что сама редакция Григоровича мне очень нравилась.
-- Сейчас она смотрится иначе. Художник Симон Вирсаладзе, который зачастую определял концепции спектаклей Григоровича, уже в 1973-ем, когда ставился спектакль, предчувствовал закат империи и создал картину тотального разрушения, всеобщего тления, непрестанного увядания. В этой "Спящей" не было уравновешенности, вечного цикла рождение-расцвет-смерть-рождение. Серый полусумрак, руины вместо дворца, бесприютность королевской свиты, постоянно мотающейся где-то на пленэре, осенний оборванный лес, мрачные заросли панорамы.
А не замечали мы всего этого из-за лучезарных Аврор и пылких Дезире. Вспомните: Максимова, Семеняка, совсем юная Павлова, Васильев...
Возобновленная "Спящая" -- заунывная рухлядь. Прима-балерина Надежда Грачева только что получила звание народной артистки и как раз к этому времени совершенно потеряла форму (в ее-то двадцать восемь лет!). Располневшая, с руками и плечами кустодиевской купчихи, обленившаяся и равнодушная, она без зазрения совести адаптировала канонический текст партии, где только могла. Не имея представления о стиле, меняла изящные маленькие па-де-ша выхода Авроры на варварские раздиры; валилась с простейших двойных пируэтов (программа четвертого класса балетного училища); подустав к концу первого акта, вместо круга жете-ан-турнан сделала вполовину меньше прыжков по диагонали...
-- Таня, достаточно. В "Спящей" танцует не только прима-балерина, но много первых солисток.
-- Пожалуйста, только прервите меня, когда надоест. Опытная Нина Сперанская (с внешностью все в порядке -- высокая, стройная) танцевала партию феи Сирени, требующую особой мягкости и кантилены. Балерина же взгромождалась на пуанты опасливо, как начинающий канатоходец на проволоку; опускалась жестко, чуть не со стуком; на па-де-бурре злостно приволакивала ногу; падала с больших туров, панически хватаясь руками за воздух. При этом лицо ее отнюдь не сохраняло выражения благости, приличествующего на крестинах.
-- А кордебалет? Нереиды?
-- Если смотреть прищурившись, вроде ровненько. А как раскроешь глаза, видна грязь: кабриоли делают кто во что горазд, ракурсы неточны...
-- Но, может быть, все эти признаки упадка как раз и соответствуют изначальной идее Симона Вирсаладзе?
-- Вам, не видевшему спектакля, не испытавшему этой отчаянной скуки, легко шутить.
-- Неужели все так безотрадно?
-- Утешают мужчины. Великолепен Андрей Уваров, по-видимому, лучший принц отечественного балета. Как всегда, интересен Николай Цискаридзе. Он танцевал Голубую птицу, зависая в немыслимо высоких субрессо, а после этого еще выше выбрасывал ногу в файи. При этом у него совершенно свободные, гибкие, крылатые руки. Но вот партнер он неуверенный и ненадежный. Поддержка -- его слабое место.
-- Каков же итог? Что, зря возобновили?
-- Да не зря, иначе совсем танцевать разучатся. Но мы все время ругаем лидеров-руководителей, требуем репертуара ХХ века. А труппа к этому совершенно не готова. Артисты не справляются и с классикой века ХIХ.
-- Стало быть, дело в школе?
-- В большой степени -- да. Но это тема особого разговора.
Павел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Владимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке


Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

ТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

Леонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

Павел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

Антон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Леонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

Павел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

Владимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Александр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия


Pavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

Леонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

Павел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

Владимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

Леонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

Александр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

Дорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

Владимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

Татьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

Павел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

Антон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Леонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений

Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

Другие видео