посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьЛеонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Creed (2015) Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьPavel Karmanov - Twice a double concerto in Riga - European premiere Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija


посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьАлександр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

посмотретьВладимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth



посмотретьЛеонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

посмотретьЮрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Другие видео

Музыкальная критика



Широко закрытые глаза

Пианист Юрий Полубелов и певица Светлана Савенко посвятили свою программу одному из самых безусловных явлений в музыке XX века -- додекафонии. И попытались рассказать ее историю в обратном направлении, двигаясь от последствий к истоку.

Известия / Суббота 24 февраля 2001
Музыка великих нововенцев -- тройки Шенберг--Берг--Веберн -- не перестает находить своих апостолов в лице современных исполнителей. Дуэт Юрия Полубелова и Светланы Савенко сложен из двух контрастных сущностей -- интуитивной и рациональной. Если Полубелова, еще даже не услышав в его исполнении ни одной ноты, можно прямо селить в Вену 1910-х, то Савенко являет собой абсолютно современный и земной тип. Он -- утонченный пианист, она -- образованнейший музыковед и аннотацию к концерту пишет сама, признавая авторство программы за партнером. Он засыпает в звуках, возникающих словно помимо него, она будит его ясной, безукоризненной интонацией, иногда чуть обозначая ноты, иногда ярко их выпевая; в отличие от многих голосистых вокалистов, бездумно расходующих дары своей природы, Савенко превращает в легкость голоса легкость ума. Партнеры нашли друг друга уже года четыре назад и спели не одну редкую программу.
На этот раз их предметом стала додекафония. Метод сочинения на основе двенадцати неповторяющихся тонов, сформулированный Арнольдом Шенбергом в 20-е годы, -- любимое поле музыковедческих исследований. Изучать его легко: выявил структурный порядок, нарисовал пару схем -- дело сделано. Сочинять по нему тоже нетрудно: уж больно хороша система, сама собой гарантирующая гармонию и связность элементов, что и продемонстрировали сочинения нашего современника Леонида Гофмана, открывшие программу. Гофман пишет образцовые Вариации и образцовые миниатюры на собственные тексты, краткие, как хокку, а в более пространных песнях кооптирует в разреженный додекафонный стиль мелодический стих Мандельштама.
От Гофмана пошли вспять к его учителю Филиппу Гершковичу. Среди его Трех пьес 60-х годов вторая (шаги, от них растут следы длинных нот) оказалась маленьким шедевром, показав, что Гершкович был не только додекафонным наставником целого поколения, но и обладателем большого таланта.
Свою ученость Гершкович привез в Россию из Вены от Антона Веберна, создавшего наиболее совершенные, законченные образцы додекафонного письма, от которых потом пошел европейский структурализм. Здесь-то и стало понятно, что заходить к Веберну в принципе можно было с разных концов. Его последователи, в концерте не представленные (например, Пьер Булез и Карлхайнц Штокхаузен), довели в послевоенные годы систему додекафонии до логического предела: они подчинили тому же порядку чередования неповторяющихся значений не только высоту нот, но и ритм, и тембр, и громкостную динамику. Гершкович и Гофман, в отличие от них, не помышляя о радикализме, в своих опусах предпочитали слышать скорее связь с музыкой прошлых веков, нежели ее коренное переосмысление. Поэтому Веберн звучал современнее своих потомков -- в вокальных циклах на стихи Хильдергард Йоне (один из опусов, с птичками и Иисусом, по русской традиции повторили целиком) или эталонных фортепианных Вариациях, где Полубелов чаровал левой педалью.
Во втором отделении пришли наконец к Шенбергу, но сначала спели его ранние, еще не додекафонные песни из "Книги висячих садов" на стихи Штефана Георге. Американский критик Дэвид Шифф как-то доказывал, что творчество Шенберга питается скрытой сексуальностью (Стэнли Кубрик в своем последнем фильме "Широко закрытые глаза" пытался проникнуть в те же дебри венского подсознания); можно добавить ему аргументов, заметив, что Шенберг относился к женскому голосу как к телу, заставляя физиологически метаться от крайнего низкого регистра к крайнему верхнему, что чувствовалось даже в строгом исполнении Светланы Савенко. Темной чувственностью были проникнуты и песни Альбана Берга, в том числе и строго додекафонная "Закрой мне глаза": от их тайного действия или же последовав венской моде начала века на самоубийства покончил с собой стоявший на балконе прожектор, издав оглушительный звук аккуратно в перерыве между песнями.
Двигаясь "В сторону Шенберга", Полубелов и Савенко завершили концерт его Песнями опус 48, где строгая система в полном блеске смыкается с романтическими образами поэзии Якоба Харингера, а мелодический рисунок -- с независимым ритмом аккомпанемента. А потом сделали шаг "в сторону от Шенберга", вглубь веков: на бис спели песню учителя Шенберга Александра Цемлинского. Вообще говоря, если петь бис за бисом, то можно логично дойти до Бетховена, потом до Баха и забраться еще дальше. Если же потом повернуть снова вперед, то приведет ли нас прямая дорога к Шенбергу (а потом к Гофману) или мы окажемся на одной из соседних расходящихся тропок истории? Выстроив программу в обратном направлении, Светлана Савенко и Юрий Полубелов умышленно оставили этот вопрос без ответа.
ПОДПИСЬ:
Светлана Савенко и Юрий Полубелов
посмотретьВладимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

посмотретьПетр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьВладимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

посмотретьВладимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьЮрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

посмотретьО ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный


посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьПетр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

посмотретьАлександр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

посмотретьПетр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

посмотретьPavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

посмотретьPavel Karmanov - Music for Firework concert version by Alexei Khanyutin The Posket symphony, Nazar Kozhukhar Назар Кожухарь Карманов Ханютин

посмотретьКвинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка




посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

посмотретьАнтон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

Другие видео