О ВРЕДЕ ТАБАКА Опера по произведению А.П. Чехова. Ансамбль солистов "Эрмитаж", КМСО им. С.Т. Рихтера Художественный

Антон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Татьяна Герасимёнок - The Creed (2015) «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


Павел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

Владимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

Татьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

Юрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора


Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Леонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010

Владимир Николаев - Игрища Музыкальное представление Видео с концерта фестиваля «Другое пространство». Москва. 20 июня

Леонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений

Петя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи


Леонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

Антон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

Павел Карманов - Струнный кваРЕтет Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин, скрипка. Марина Катаржнова, скрипка. Ася Соршнева, альт. Петр

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной


Владимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Pavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

Петр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Pavel Karmanov - Twice a double concerto in Riga - European premiere Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

Другие видео

Музыкальная критика



Русская опера на чужбине

В эти дни на Эдинбургском фестивале исполняется опера венгерского композитора Петера Этвеша, написанная по одной из самых популярных русских пьес.

Известия / Четверг 23 августа 2001
Эдинбургский фестиваль в этом году бьет рекорд элитарности: на нем исполняется целых шесть опер ХХ века. Две из них -- классика ("Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока и "Святой Франциск Ассизский" Оливье Мессиана), четыре -- относительно свежие творения: "Хаширигаки" немца Хайнера Геббельса (этот опус москвичи уже могли слышать на прошедшей Театральной олимпиаде), "Партеногенезис" британца Джеймса Макмиллана, "Рикардо и Елена" испанца Карлеса Сантоса (эксцентричного оформителя барселонской Олимпиады-92) и, наконец, русская опера "Три сестры".
Чехов, по сравнению с Шекспиром, Пушкиным и даже Островским, редкий поставщик оперных сюжетов (с ходу вспоминается разве что "Медведь" Уильяма Уолтона). Однако в 90-е годы композиторы стали подбирать к нему ключи, хотя оперная драматургия освоила поэтику непрямого конфликта и тонких душевных состояний гораздо раньше. Повезло именно "Трем сестрам": в 1991 году в Перми была поставлена опера Александра Чайковского "Сестры Прозоровы", где тон диктовала перестроечная потерянность провинциальных офицеров; в 1999 году на Мюнхенской биеннале прошла опера Владимира Тарнопольского "Когда время выходит из берегов" -- сугубо культурологическое музыкальное эссе на немецком языке "по мотивам" той же пьесы. Но самыми успешными оказались "Три сестры" Петера Этвеша, впервые представленные на сцене Лионской оперы в 1998 году. Опера написана по-русски, а самой эффектной частью замысла является то, что все женские партии -- Ирины, Маши, Ольги, а также Наташи -- поручены мужчинам: чеховские героини поют контртенорами.
Решение Этвеша лишено скандального оттенка; нет в нем и обращения к практике барочной оперы, где пели кастраты-сопранисты: скорее, композитор заставил своих актеров примерить на себя амплуа "оннагата" -- актеров театра Кабуки, играющих женские роли. Сложные взаимоотношения чеховских персонажей приобретают как бы надполовой характер, где речь идет уже не столько о любви мужчины к женщине, сколько о любви как чистой сущности. Лионскую премьеру оформляла японская бригада во главе с постановщиком Юсио Амагацу; декорация представляет собой вращающиеся стены чайного домика, а мужчины-сестры одеты в длинные кимоно. Драматургия отчасти напоминает "Расемон": сцены идут не в чеховской последовательности и одни и те же события выглядят по-разному -- в зависимости от того, кому из персонажей отдан каждый из трех актов.
Этвеш несколько нарушил геометрию семейного трио, посвятив первый акт Ирине, третий -- Маше, а второй -- не Ольге (в спектакле она скорее напоминает старушку Ларину), а брату Андрею, дав при этом яркую роль его жене Наташе, которую поет экстравагантный негр-травести Гэри Бойс. Мужчины-сестры очаровательны и поэтичны -- особенно Ирина, чью партию с пассивной нежностью исполняет московский певец-сопрано Олег Рябец. Помимо пения в опере Этвеша есть немало разговорных реплик, которые контртенора произносят своими обычными мужскими голосами, что еще более остраняет их образы.
Петер Этвеш, 57-летний трансильванский венгр, -- композитор авангардного склада, соратник сначала Карлхайнца Штокхаузена (1968--76), а потом Пьера Булеза (1978--91). Его музыкальный язык сложен, изыскан, он не позволяет себе ни малейшего заигрывания с массовым вкусом. Тем не менее многие страницы оперы отличаются непосредственной эмоциональной доходчивостью -- главным образом благодаря искренней, тонкой лирике. Каждому певцу сопоставлен солирующий инструмент, прибавляющий к его сущности второй голос: Соленый поет с воющими литаврами, Ирина -- с английским рожком, черная Наташа -- с саксофоном. Кроме ансамбля солистов в яме за кулисами играет и второй, большой оркестр, заботливо удаленный от певцов, часто поющих свои реплики на пределе слышимого.
В отличие от большинства современных опер, выдерживающих не более одной постановки, "Три сестры" изведали счастливую судьбу. После лионской премьеры, которую провели дирижер Кент Нагано, адепт всего нового, и сам Петер Этвеш, чья дирижерская известность сопутствует композиторской, оперу поставил голландский театр "Reisopera" (французский режиссер Станислас Нордей развернул ее действие в скупых декорациях спортзала, лишив японского колорита); эта же постановка прошла в Гамбурге. "Трех сестер" ставили в Дюссельдорфе, Фрайбурге и Будапеште (где режиссером был Иштван Сабо, с которым Этвеш работал еще в 1964-м на фильме "Пора мечтаний"). В этих городах "Три сестры" шли по-немецки и по-венгерски, а контртеноров по бедности пришлось заменить женщинами. Однако композитор все же предпочитает сестер-мужчин и русский язык: в этом варианте опера и дается сейчас в Эдинбурге. Это не постановка, а концертное исполнение. В партиях заняты неизменные Олег Рябец и Гэри Бойс, а также контртенора Лоуренс Заззо и Давид Кордье, участники голландской премьеры. В роли Соленого -- бас Денис Седов, певший лионскую премьеру. Двумя оркестрами, составленными из рядов Шотландского оркестра BBC, дирижируют сам Петер Этвеш и Эррико Фресис.
Возможно, когда-нибудь наше театральное руководство сочтет своего зрителя достаточно подготовленным, чтобы показать оперу "Три сестры" и на родине Чехова.
ПОДПИСЬ: Петер Этвеш, который и сочинил оперу "Три сестры"
Леонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

Петр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

Александр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

Леонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

Петр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

Павел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

Леонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Владимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

Владимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного

Владимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

ТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

Pavel Karmanov - Twice a double concerto in Riga - European premiere Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Леонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010

Юрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

Татьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) для блокфлейты. В исполнении автора



Владимир Николаев - Игрища Музыкальное представление Видео с концерта фестиваля «Другое пространство». Москва. 20 июня

Леонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка


Петр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Владимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

Pavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

Владимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

Павел Карманов - Струнный кваРЕтет Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин, скрипка. Марина Катаржнова, скрипка. Ася Соршнева, альт. Петр

Леонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

Другие видео