посмотретьЮрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth



посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьVladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьПетр Поспелов - Концертная фантазия Мария Федотова, флейта Петр Кондрашин, виолончель Москва, Центр имени Чайковского, 25 сентября 2009

посмотретьПетр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьВладимир Николаев - Игрища Музыкальное представление Видео с концерта фестиваля «Другое пространство». Москва. 20 июня

посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -


посмотретьPavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

посмотретьДорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

посмотретьВладимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Creed (2015) для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

посмотретьТарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская


посмотретьТатьяна Герасимёнок - Insomnia.Poison (2016) «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


посмотретьПетр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

посмотретьPavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

Другие видео

Музыкальная критика



Советская классика. Все еще вечно живая

Петь нам не перепеть советских песен

Русский Телеграф / Среда 12 ноября 1997
Праздничным концертом "Молот и серп", посвященным 80-летию Октябрьской революции в России и прошедшим 8 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории, Алексей Гориболь (автор идеи и музыкальный руководитель проекта) изящным и в высшей степени артистичным жестом решил отправить советское музыкальное искусство в пространство чистой, деидеологизированной и демифологизированной музыкальной культуры. То есть в то место, где это искусство, будем честны, не стояло.
Соединив в концерте "Аппассионату" Бетховена, исполненную Полиной Осетинской в честной отечественной героико-романтической пианистической традиции, и доселе неизвестное, подаренное нам к празднику демоническое сочинение Ференца Листа для баса, мужского хора и фортепьяно "Гимн труду" с вечно живой (то есть никак не умирающей) киномузыкой Исаака Дунаевского, Гориболь уравнял сочинения бессмертных классиков мировой музыки с главными работами классика музыки советской. Совершил попытку определить этой советской музыке, может быть, не самое почетное, но определенное место в общемировом культурном контексте.
Если считать эксперимент удавшимся не по результату, а по сложности поставленной исследовательской задачи, то опыт Гориболя можно считать состоявшимся, хотя, на мой взгляд, очевидно -- популярная в наших широтах более полувека музыка на уготовленное ей место не встала. Не вписалась.
Шлягеры сталинского кинематографа были спеты в концерте не по-советски и не по-эстрадному, а с академической консерваторской выучкой. Насколько этой выучки хватило у каждого из исполнителей. При эксперименте выяснилось, что "Как много девушек хороших" -- замечательно похожа на сладкую неаполитанскую песню для тенора (Марат Галиахметов слушателей в этом убедил), а песенка Паганеля и "Журчат ручьи" -- нормальные опереточные куплеты, которые можно удачно спеть и с пошловатыми ужимками (как Александр Цилинко), и с редкостным шиком и шармом (как Марина Андреева). "Летите, голуби, летите" -- вполне способна продемонстрировать вокальное мастерство хора, колыбельную из "Цирка" не зазорно исполнить как колыбельную Гершвина (Татьяна Куинджи тут, по-моему, перестаралась), увертюру из "Детей капитана Гранта" сыграть в четыре руки с тем же честным романтическим порывом, как и "Аппассионату".
Сложнее, правда, было справиться с лирикой. Заурядность дарования придворного мастера сталинской массовой культуры проступает с полной очевидностью именно в лирической песне. Его, как и поэта Лебедева-Кумача, любовной лирике явно не хватает подлинного драматизма. Согласитесь, конфликт песни "Если милый не смеется" ни в какое сравнение не идет, например, с трагизмом песни "Что во поле пыльно", да и мелодией ей уступает. В общем, русская лирическая песня должна быть с надрывом и с душой, а в советской лирической песне на месте души -- задушевность и конфликт хорошего с лучшим.
Еще хуже, чем с лирикой, дело гуманизации и академизации наследия Дунаевского обстоит только по части пафоса. Хотя не все, знаю, со мной согласятся. Как говорил после концерта влиятельный и чувствительный музыкальный критик Петр Поспелов, бас Дмитрий Степанович спел "Широка страна моя родная", как большой и чистый человек может спеть большую и чистую песню. И тем самым вернул до дыр запетому сочинению первозданный пафос и непосредственный оптимизм. Спел Степанович действительно широко, открыто и мощно. Сценическая его органика, голос и мастерство -- никто не спорит -- выше всех похвал. Но и главная советская песня не проста. Трудно все же спеть "но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать" с непосредственным оптимизмом, да и вытянуть этот шлягер из исторического контекста затруднительно.
Официальное сталинское искусство -- искусство на редкость счастливой судьбы. В момент рождения враз полюбленное массами (а что им еще оставалось делать -- выбора-то не было), оно вот уже шестьдесят лет не уходит со сцены. Короткие и неловкие попытки перестроечных времен подвергнуть его суду истории потерпели скорую и сокрушительную неудачу (понятно, миф логикой не поверяется). Соц-арт также быстро наскучил. И вскоре сталинское искусство было с энтузиазмом актуализировано в среде российских интеллектуалов, что тоже понятно -- миф играючи препарируется и анализируется. Но справедливо заметив, что "большой стиль" за большой террор не в ответе, поклонники сталинского искусства очевидную их связь решили принципиально не замечать. Потому отечественному телевидению оказалось легко и ловко, с принятым нынче показным благодушием, превратить это искусство в пастораль. И вот теперь Гориболь сделал попытку сталинскую песню классифицировать, то есть слегка похоронить с последующей реанимацией в ином качестве. Но словно бессмертное ленинское тело, искусство это, видимо, хорошо заряженное энергией масс, захоронению не поддается. Вот не уступающие в витальности "Маршу энтузиастов" и незаменимые для пеших походов фашистские марши не поют, а Дунаевский так и преследует всю жизнь каждого достигшего совершеннолетия россиянина. И ничего с этим не поделаешь.
"Кончается все, чему дают кончиться, чего не продолжают", -- писал поэт Пастернак поэту Мандельштаму, размышляя о смерти совсем другой культурной традиции. Советской культуре почить не дают, хотя усиленно отпевают.

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьPavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьГеорг Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Алексей Гориболь, Полина Осетинская. Дом музыки

посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьТарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьПетр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьКвинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

посмотретьПавел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьЛеонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010

посмотретьВладимир Николаев - Игрища Музыкальное представление Видео с концерта фестиваля «Другое пространство». Москва. 20 июня

посмотретьPavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьПетр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.


посмотретьПавел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

посмотретьТатьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

Другие видео