посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов



посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

посмотретьТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьЛеонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010

посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьЮрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

посмотретьPavel Karmanov - Force major (2010) studio record for 2 Violins & 2 Pianos - Elena Revich, Marina Katarzhnova (violins) Vadym Kholodenko

посмотретьКвинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ



посмотретьPavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.

посмотретьПетр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьВладимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

посмотретьАнтон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Таллинн, Eesti musika paevad. Ася Соршнева, скрипка. Марина Катаржнова, альт. Петр Кондрашин, влч. Петр


посмотретьЛеонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

посмотретьПавел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

посмотретьВладимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

Другие видео

Музыкальная критика



Советская классика. Все еще вечно живая

Петь нам не перепеть советских песен

Русский Телеграф / Среда 12 ноября 1997
Праздничным концертом "Молот и серп", посвященным 80-летию Октябрьской революции в России и прошедшим 8 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории, Алексей Гориболь (автор идеи и музыкальный руководитель проекта) изящным и в высшей степени артистичным жестом решил отправить советское музыкальное искусство в пространство чистой, деидеологизированной и демифологизированной музыкальной культуры. То есть в то место, где это искусство, будем честны, не стояло.
Соединив в концерте "Аппассионату" Бетховена, исполненную Полиной Осетинской в честной отечественной героико-романтической пианистической традиции, и доселе неизвестное, подаренное нам к празднику демоническое сочинение Ференца Листа для баса, мужского хора и фортепьяно "Гимн труду" с вечно живой (то есть никак не умирающей) киномузыкой Исаака Дунаевского, Гориболь уравнял сочинения бессмертных классиков мировой музыки с главными работами классика музыки советской. Совершил попытку определить этой советской музыке, может быть, не самое почетное, но определенное место в общемировом культурном контексте.
Если считать эксперимент удавшимся не по результату, а по сложности поставленной исследовательской задачи, то опыт Гориболя можно считать состоявшимся, хотя, на мой взгляд, очевидно -- популярная в наших широтах более полувека музыка на уготовленное ей место не встала. Не вписалась.
Шлягеры сталинского кинематографа были спеты в концерте не по-советски и не по-эстрадному, а с академической консерваторской выучкой. Насколько этой выучки хватило у каждого из исполнителей. При эксперименте выяснилось, что "Как много девушек хороших" -- замечательно похожа на сладкую неаполитанскую песню для тенора (Марат Галиахметов слушателей в этом убедил), а песенка Паганеля и "Журчат ручьи" -- нормальные опереточные куплеты, которые можно удачно спеть и с пошловатыми ужимками (как Александр Цилинко), и с редкостным шиком и шармом (как Марина Андреева). "Летите, голуби, летите" -- вполне способна продемонстрировать вокальное мастерство хора, колыбельную из "Цирка" не зазорно исполнить как колыбельную Гершвина (Татьяна Куинджи тут, по-моему, перестаралась), увертюру из "Детей капитана Гранта" сыграть в четыре руки с тем же честным романтическим порывом, как и "Аппассионату".
Сложнее, правда, было справиться с лирикой. Заурядность дарования придворного мастера сталинской массовой культуры проступает с полной очевидностью именно в лирической песне. Его, как и поэта Лебедева-Кумача, любовной лирике явно не хватает подлинного драматизма. Согласитесь, конфликт песни "Если милый не смеется" ни в какое сравнение не идет, например, с трагизмом песни "Что во поле пыльно", да и мелодией ей уступает. В общем, русская лирическая песня должна быть с надрывом и с душой, а в советской лирической песне на месте души -- задушевность и конфликт хорошего с лучшим.
Еще хуже, чем с лирикой, дело гуманизации и академизации наследия Дунаевского обстоит только по части пафоса. Хотя не все, знаю, со мной согласятся. Как говорил после концерта влиятельный и чувствительный музыкальный критик Петр Поспелов, бас Дмитрий Степанович спел "Широка страна моя родная", как большой и чистый человек может спеть большую и чистую песню. И тем самым вернул до дыр запетому сочинению первозданный пафос и непосредственный оптимизм. Спел Степанович действительно широко, открыто и мощно. Сценическая его органика, голос и мастерство -- никто не спорит -- выше всех похвал. Но и главная советская песня не проста. Трудно все же спеть "но сурово брови мы насупим, если враг захочет нас сломать" с непосредственным оптимизмом, да и вытянуть этот шлягер из исторического контекста затруднительно.
Официальное сталинское искусство -- искусство на редкость счастливой судьбы. В момент рождения враз полюбленное массами (а что им еще оставалось делать -- выбора-то не было), оно вот уже шестьдесят лет не уходит со сцены. Короткие и неловкие попытки перестроечных времен подвергнуть его суду истории потерпели скорую и сокрушительную неудачу (понятно, миф логикой не поверяется). Соц-арт также быстро наскучил. И вскоре сталинское искусство было с энтузиазмом актуализировано в среде российских интеллектуалов, что тоже понятно -- миф играючи препарируется и анализируется. Но справедливо заметив, что "большой стиль" за большой террор не в ответе, поклонники сталинского искусства очевидную их связь решили принципиально не замечать. Потому отечественному телевидению оказалось легко и ловко, с принятым нынче показным благодушием, превратить это искусство в пастораль. И вот теперь Гориболь сделал попытку сталинскую песню классифицировать, то есть слегка похоронить с последующей реанимацией в ином качестве. Но словно бессмертное ленинское тело, искусство это, видимо, хорошо заряженное энергией масс, захоронению не поддается. Вот не уступающие в витальности "Маршу энтузиастов" и незаменимые для пеших походов фашистские марши не поют, а Дунаевский так и преследует всю жизнь каждого достигшего совершеннолетия россиянина. И ничего с этим не поделаешь.
"Кончается все, чему дают кончиться, чего не продолжают", -- писал поэт Пастернак поэту Мандельштаму, размышляя о смерти совсем другой культурной традиции. Советской культуре почить не дают, хотя усиленно отпевают.
посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьЛеонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).


посмотретьЛеонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010


посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано


посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьПавел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти


посмотретьАлександр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

посмотретьТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

посмотретьВладимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьVladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьВладимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьЛеонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

посмотретьТатьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

посмотретьЛеонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

посмотретьЮрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

Другие видео