Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Владимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

Pavel Karmanov - Force major (2010) studio record for 2 Violins & 2 Pianos - Elena Revich, Marina Katarzhnova (violins) Vadym Kholodenko

Владимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Царица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

Павел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

Pavel Karmanov - Music for Firework concert version by Alexei Khanyutin The Posket symphony, Nazar Kozhukhar Назар Кожухарь Карманов Ханютин

Pavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

Павел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

Татьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

Александр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

Леонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

Тарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5


Петр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

Владимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

Юрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

Павел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

Петр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Петр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Владимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного


Тарас Буевский - Концерт для фортепиано и струнного оркестра Наталья Богданова, камерный оркестр "Времена года", дир. Владислав Булахов. Международный фестиваль современной музыки "Московская

Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

Владимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

Татьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Александр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

Другие видео

Музыкальная критика



Был ты всех ярче, а стал всех тише

Юбилей композитора Валентина Сильвестрова -- история актуальной музыки в микромасштабе

Русский Телеграф / Среда 15 октября 1997
Юбилейный сюжет пока остается почти единственным поводом к актуализации случайно подзабытых, не статусных текстов и фигур. Последнее время Сильвестрову в столице со статусом не везло. Когда в изменившейся ситуации всех и вся припоминали, открывали, подпирали новым пьедесталом, он часто оказывался одним из первых кандидатов на "переизбрание" в актуальные символы. Но -- возможно, из-за сложности партитур и бескомпромиссной требовательности к исполнителям (хорошенькая ремарка в партитуре: "Играть, прикасаясь музыкой к памяти слушателя"!) -- так и не избирался.
Его 60-летие было отмечено по-домашнему интимно и торжественно, со вкусом и без речей -- двумя концертами в Рахманиновском зале; были исполнены авангардистский "Quartetto piccolo" (1961) и несколько сочинений послеавангардных 70-х. "Серенада" (1978) в исполнении оркестра Musica viva Александра Рудина не ошеломила качеством исполнения, но позволила ощутить вкус и странность (так странна напряженность без драматической коллизии столкновений) сильвестровской полистилистики. "Лесная музыка" (1977--78) на стихи Геннадия Айги для валторны, голоса и рояля (редко услышишь такую тихую и точную валторну, как у Виктора Бушуева, каких качеств хотелось бы пожелать голосу Марины Филипповой) завораживала дыханием прозрачной конструкции, сотканной из отзвуков, следов, акустических и смысловых шлейфов. Во Второй и Третьей фортепианных сонатах для фортепиано мастер тишайшего звука и тончайшего нюанса Юрий Полубелов услышал много от Скрябина и Дебюсси и, хотя был временами чуть более суров, чем хотелось бы, дал услышать огромный сильвестровский космос. Александр Мороговский, сыгравший безумной сложности "Медитацию" для кларнета, был корректен и старателен; впрочем, долгую мерцающую форму не охватил. Авангардистская "Мистерия" (1964) для флейты и ударных... не прозвучала, так что "дореволюционный" период творчества композитора оказался представлен кратко.
Валентин Сильвестров остался загадочен и неприкаян, хотя контуры его биографии иногда сходны с биографиями "статусных" авангардистов. Родился в 1937 году в Киеве. Как и Арво Пярт, так и не переселился в Москву. Избегнув центра, он оставил публике шанс воспринимать его музыку через призму "украинского песенного лиризма". Получил высшее немузыкальное образование -- если Денисов был изначально математик, у Сильвестрова в арсенале специальность инженера-строителя. Возможно, отсюда -- любовь к пространственным решениям, немыслимая точность в построении сложнейших акустических объемов. Он не уехал на Запад, его отнесло на льдине прочь от центров.
До 70-х он слыл одним из самых "левых". В начале 70-х очаровался полистилистикой (в гораздо более сложном, нежели у Шнитке, варианте). В середине 70-х при активном участии Сильвестрова в музыкальной стране приключилась антиавангардистская революция. "Тихие песни" (1974--77) и "Китч-музыка" (1976), по свидетельству очевидцев, были шоком. Очень тихая музыка вызвала очень громкий скандал. Соратники-авангардисты обвиняли украинского друга в предательстве. Если Владимир Мартынов, сочинивший в 1976 году поставангардистский "Листок из альбома", был моложе, а Пярт, тогда же создавший неотрадиционалистский стиль "тинтиннабули", -- вообще не от мира сего (соответственно -- что с них взять), то Сильвестров временно обзавелся статусом ренегата. "Тихие песни" манифестировали наступление нового времени. Если бы они вовремя попали на Запад, их создатель сделался бы знаменит. Но они не попали. К тому же новая эстетика быстро оформилась в новый канон. Рутина авангарда сжилась с рутиной поставангарда. Сильвестров обосновался на ничейной земле (со всеми ее достоинствами и недостатками -- неустроенностью, непредсказуемостью и простором). Обосновался там же, где примиряются в его поставангардной музыке "слабые стили" (не конкретные стилизации или цитаты, языки классики или резвого авангарда, но намеки на них, случайные оговорки), -- в пространстве метафоры. В наследство от модернизма ему достались прихотливость авторских амбиций ("музыка сочиняется мгновенно, потом долго записывается", "зачем вы спрашиваете, когда я написал эту музыку? Спросите лучше, когда я испортил эту музыку!") и крайний индивидуализм. Эпоха постмодерна ценит в его музыке многослойную ассоциативность, интеллектуальную тонкость обращения с культурой, построение изощренных структур, в которых ценны случайность, оговорка, след. Странная комбинация индивидуализма и увлеченности прошлым, приватности и космизма, теплой искренности и бескомпромиссного эстетства делает сильвестровский стиль уникальным.
Сильвестров -- что тот нехитрый приборчик из деревяшки, воды и дрожащего посередине пузырька воздуха. В данном случае "уровень" указывает не то чтобы на горизонталь (был авангард -- нет авангарда), но на картинку. Скользит между двумя эстетиками. И от фиксации ускользает. Его трудно "определить", уложить на полку иерархического стеллажа.
Как невозможно "ухватить", определить (и на том успокоиться) новое сочинение, сыгранное пропагандистом Сильвестрова на Западе Алексеем Любимовым. Миниатюрный "Вестник-1996" сперва кажется стилизацией в моцартовском духе. Но до предела странной. "Карманный" формат сочинения эту странность усиливает. Здесь нет приемов "разрушения прекрасного клише", но стереотип распадается. Столь стремительно, что вообще, кажется, и не появлялся. Здесь Моцарт -- метафора. Мираж домашнего очага среди ландшафтов другой планеты. Или наоборот, он кажется треухим -- с шариками и пружинками на голове -- инопланетянином среди родных берез. Очень трогательно и похоже на бред. Музыка XXI века.
Вторая премьера юбилейных концертов -- "Ступени". Датированный 1980--82 годами, этот 50-минутный вокальный цикл (сущая безделица по сравнению со 110-минутными "Тихими песнями"), уже не раз исполнявшийся (в том числе, как и на этот раз, Юрием Полубеловым и Светланой Савенко), обзавелся новым романсом. Компанию Мандельштаму, Сологубу, Пушкину, Китсу, Тютчеву и Баратынскому составил Блок. Страшный, оцепенелый романс "Была ты всех ярче" (написан 23 сентября 1997 года) превратил "Ступени" в аналог шубертовского "Зимнего пути". Тот тоже начинается с "последней" песни. И ошеломляющая, невозможная естественность сильвестровского вокально-фортепианного письма, "вспоминающего" архетипы романтизма, пронзительная горечь, тихая любовь, слышащиеся в каждой ноте, -- все оказывается post mortem. Теперь в цикле появляется привкус прощания с музыкально-эстетическими упованиями 70--80-х. Время утонченных игр о прошлом, кажется, тоже кончилось. Однако разговор искусства о жизни и смерти (в частности, собственной) остается по-прежнему актуален.
ПОДПИСЬ К ФОТО: Валентин Сильвестров и Светлана Савенко, чье "авторизованное" исполнение вокальной музыки юбиляра должны учитывать прочие исполнители, принимают поздравления

Современные русские композиторы: Валентин Сильвестров
Петр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

Петр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Владимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

Встреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

Леонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

ТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

Татьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

Pavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

Юрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

Татьяна Герасимёнок - The Creed (2015) для блокфлейты. В исполнении автора

Петр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

Леонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010

Владимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке


Леонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

Петр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

Петр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

Владимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

Pavel Karmanov Second Snow on the Stadium by Kevork Mourad - Maxim Novikov - Petr Aidu Maxim Novikov Arts Production— в Spring Music Academy.


Леонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

Владимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

Петр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая


Павел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

Петр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

Петр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Владимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис




Александр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

Другие видео