посмотретьПавел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

посмотретьПавел Карманов - Michael Music Pocket symphony, Nazar Kozhukhar, cond.


посмотретьТатьяна Герасимёнок - Insomnia.Poison (2016) Владимир Мартынов, ГСЦИ, 01.02.10

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьВладимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

посмотретьВладимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

посмотретьПавел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

посмотретьВладимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке


посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ


посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/

посмотретьPavel Karmanov - Music for Firework concert version by Alexei Khanyutin The Posket symphony, Nazar Kozhukhar Назар Кожухарь Карманов Ханютин

посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов


посмотретьВладимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьАнтон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

посмотретьПавел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва

посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьВладимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

посмотретьПетр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия


посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

посмотретьВладимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

посмотретьPavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

Другие видео

Музыкальная критика



По дороге на Бродвей

"Князь Игорь" в Мариинском театре

Русский Телеграф / Вторник 17 марта 1998
В минувшее воскресенье Мариинский театр показал премьеру. Шла одна из центральных опер классического русского репертуара -- "Князь Игорь" Бородина. В спектакле были заняты лучшие силы -- Николай Путилин (Игорь), Галина Горчакова (Ярославна), Владимир Огновенко (Галицкий), Владимир Ванеев (Кончак), Лариса Дядькова (Кончаковна). Играл прославленный оркестр; за пультом стоял вечный триумфатор Валерий Гергиев. Постановку осуществил молодой перспективный режиссер Георгий Исаакян. И наконец, сценографию создал бог современного отечественного театра Юрий Хариков. Давно уже не приходилось быть свидетелем тому, как содружество столь прекрасных талантов может породить столь вопиющий результат.
К "Князю Игорю", опере фактически несуществующей, -- Бородин писал ее всю жизнь, не дописал и даже не знал, в какую сторону дописать, -- можно отнестись по-разному. Либо выкинуть из нее все досочиненное благородными редакторами -- Римским-Корсаковым и Глазуновым и затем проявить собственную творческую инициативу. Так поступил Борис Покровский в Большом театре. Либо, наоборот, оставить все ими сделанное, плюс добавить все от Бородина, что было ими исключено. По такому пути пошел Мариинский театр, кооптировав в стан завершителей еще и композитора Юрия Фалика: он оркестровал вновь включенные наброски. Это было сделано еще в 1995 году: именно тогда суперполный "Князь Игорь", упакованный в три больших акта, появился на Мариинской сцене. Что же произошло теперь?
Теперь -- не далее чем в конце апреля -- Мариинский театр собирается с гастролями в Метрополитен Опера. И если по части пения и оркестра все должно пройти хорошо, то по части постановочных решений российской труппе явно недостает современного сценического дизайна, дабы "Князь Игорь" потряс Нью-Йорк так же, как во времена Дягилева потряс Париж. И вот оперу переодели и перепоставили.
Единственное успокоение, которое может прописать себе увидевший это представление зритель, -- внушить себе ту мысль, что он присутствовал не на спектакле Мариинского театра, а видел всего лишь предпремьерный прогон, осуществленный на репетиционной базе. Вместо трехактного "Князь Игорь" стал пятиактным; начавшись в 6.30 вечера, он закончился за полночь. Восстановленного суровыми трудами Бородина снова пришлось сократить, а с таким персонажем, как хан Гзак, -- и вовсе расстаться. Зато львиная доля времени ушла на антракты; пока публика болталась по фойе, за кулисами работал компрессор, не спеша надувавший удивительные полые объемы Юрия Харикова.
Конечно, в Нью-Йорке такого не будет: там сцена, издавая легкий электрический звук, в считанные секунды подвозит к зрителю новую картинку. Спишем же на питерскую технику и не станем рассматривать как знамение беды (подобно тому, как князь Игорь не придал серьезного значения солнечному затмению) и то, что тюлевая основа красного занавеса на глазах у изумленных рабочих сцены расползлась на куски и в финале пришлось обойтись без торжества красного цвета. Будем думать, что Нью-Йорк благотворно повлияет и на музыкальную сторону дела. Что до слушателя Метрополитен Опера, например, будет доноситься что-либо еще, кроме тромбонов из оркестровой ямы. Что ему удастся расслышать хоть малую часть из того, что поет Ярославна в нижнем или среднем регистре. Что некоторые певцы придут в согласие с дирижером в том, как понимать темп, фразу, свой голос в ансамбле. Что у Валерия Гергиева найдется минутка, чтобы пролистать партитуру, вспомнить, какой оперой он дирижирует в этот день, и проявить хотя бы подобие музыкальной организующей воли. Возможно, у постановочной группы тоже обнаружится некий день, в который ей посчастливится понять: над тем спектаклем, что выдан за премьеру, можно начинать работать. Для начала, например, вспомнить о таком нелишнем компоненте, как режиссура.
Два года назад Георгий Исаакян привез в Москву из Перми оперу "Дон Паскуале" -- в сценографически части небогатый, обходящийся малым количеством реквизита, зато отменно живой, обаятельный и изобретательный по режиссуре спектакль. Затем в Перми появился Юрий Хариков; в "Пиковой даме" восторжествовали костюмы и декорации; режиссер же выпал в осадок до такой степени, что стало непонятно: а что сделал этот человек, который выходит на поклоны? То же самое повторилось и в "Князе Игоре". Пример: хор половцев становится на спортивные круги и, толкаясь древками копий, крутится на них (разумеется, несинхронно) -- так, чтобы костюмы можно было рассмотреть со всех сторон. Вот и вся режиссура.
А что же главный творец нового спектакля, тот, по расчетам которого режиссер расставлял в макете свои фигурки? На его счету как минимум одна замечательная находка, имеющая отношение к смыслу происходящего, -- то самое затмение, изображенное черным занавесом, медленно распускающимся вниз и стекающим поверх занавеса красного. Кроме того, красивая общая концепция -- по-доброму надутые пенопластовые русские сцены и черные, со звездным небом, половецкие. И как минимум две удачные картины: горница Ярославны (огромная труба с орнаментом и красная драпировка) и разгул у Галицкого (на фото). Эта стилистка восходит к занятиям по макетированию, как оно преподавалось на втором курсе архитектурного института в 1978-79 году; в плоскостной композиции Хариков мастер, хотя выгоднее она смотрится в макете: чувствуется, что сценограф, ранее работавший на малых сценах, оказался не готов к тому масштабу увеличения, который диктует сцена Мариинки.
Хорошо понимая, что такое архитектурная статическая композиция, Хариков проигрывал в том, что относилось к пластике движений: в его громоздких костюмах, достойных отдельной выставки, пропали стати Путилина и Горчаковой; особенно же это проявилось в балете. Здесь Хариков стал жертвой небрежения аксиомами, которые должен был бы знать каждый, кто приходит в Мариинский театр. Например, той, что Половецкие пляски -- хореография Фокина; а раз так, то нужно учитывать, насколько тесно она связана с историческими костюмами Рериха. Например, движение рук, придуманное для того, чтобы гладить свисающие косы, теряло смысл в отсутствие кос. Трактуя тело как елочную игрушку или шпенек для наклеивания лоскутных аппликаций, Хариков лишил танцовщиков физической определенности. Половцы и половчанки в хищных трико с блестящими головами становились неотличимыми по полу; для нас стало большим открытием, когда мы узнали, что среди них была мастерица характерного танца красавица Александра Гронская. Кто она была, где?
Логично решить, что раз хореография Фокина не годится для этой сценографии, то надо убрать хореографию Фокина (заодно с костюмами Рериха); завтра так же поступить с "Жизелью", а послезавтра -- с Мариинским театром, сделав его театром Харикова. Это фантазия, но нарушать правила игры в таком театре можно только очень хорошо понимая эти правила. История с Фокиным оказался той спущенной петлей, из-за которой распустился весь чулок, с таким трудом, тщанием и любовью ткавшийся Юрием Хариковым. Не учитывая структуру места, в котором он оказался, художник невольно нанес удар в пах и оперной традиции. Когда в знаменитой фокинской коде плясок на небе стали мелькать звезды, появился ощутимый привкус шоу (вроде американского "Холидей Он Айс" или нашего "По дороге в Голливуд") -- не хватало только коньков и Валерия Леонтьева. Гротеск и лубок, которые могли бы быть сносны в "Руслане" или "Золотом петушке", никак не вписались в эпоху историзма, в эпоху Бородина. Эстетика императорской оперы отомстила постановщикам: к тому времени как посетитель Мариинского театра глубокой ночью добрался домой, он мог уже смутно помнить, какую именно русскую оперу он только что видел.
ПОДПИСЬ:
Княжий двор Владимира Галицкого -- самое уютное место в опере
посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

посмотретьВладимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьПавел Карманов - Подарок самому себе на день рождения Андрей Усов - Алексей Толстов - Вадим Холоденко 23.01.2012 Архиповский зал, Москва


посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьSergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov


посмотретьТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra


посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьПавел Карманов - Funny Valentine для альта и арфы (2012) Максим Новиков, Валентина Борисова. Звук - Александр Волков, Александр Михлин. (c) Maxim Novikov 2013

посмотретьPavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin

посмотретьPavel Karmanov - Music for Firework concert version by Alexei Khanyutin The Posket symphony, Nazar Kozhukhar Назар Кожухарь Карманов Ханютин

посмотретьВладимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

посмотретьВладимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

посмотретьГеорг Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Алексей Гориболь, Полина Осетинская. Дом музыки

посмотретьВладимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

посмотретьPavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьЛеонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

посмотретьЛеонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер


посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"


посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

Другие видео