посмотретьВладимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного

посмотретьPavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьВладимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьТатьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

посмотретьАлександр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov


посмотретьВладимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

посмотретьЛеонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

посмотретьЛеонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьПетр Поспелов - Концертная фантазия Мария Федотова, флейта Петр Кондрашин, виолончель Москва, Центр имени Чайковского, 25 сентября 2009

посмотретьПетр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

посмотретьSergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Таллинн, Eesti musika paevad. Ася Соршнева, скрипка. Марина Катаржнова, альт. Петр Кондрашин, влч. Петр

посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьЛеонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

посмотретьГеорг Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Алексей Гориболь, Полина Осетинская. Дом музыки

посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик


посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьPavel Karmanov - Twice a double concerto in Riga - European premiere Latvian National Symphony orchestra Сonductor - Normunds Sne The Great Guild Hall, Riga, Latvija

Другие видео

Музыкальная критика



По дороге на Бродвей

"Князь Игорь" в Мариинском театре

Русский Телеграф / Вторник 17 марта 1998
В минувшее воскресенье Мариинский театр показал премьеру. Шла одна из центральных опер классического русского репертуара -- "Князь Игорь" Бородина. В спектакле были заняты лучшие силы -- Николай Путилин (Игорь), Галина Горчакова (Ярославна), Владимир Огновенко (Галицкий), Владимир Ванеев (Кончак), Лариса Дядькова (Кончаковна). Играл прославленный оркестр; за пультом стоял вечный триумфатор Валерий Гергиев. Постановку осуществил молодой перспективный режиссер Георгий Исаакян. И наконец, сценографию создал бог современного отечественного театра Юрий Хариков. Давно уже не приходилось быть свидетелем тому, как содружество столь прекрасных талантов может породить столь вопиющий результат.
К "Князю Игорю", опере фактически несуществующей, -- Бородин писал ее всю жизнь, не дописал и даже не знал, в какую сторону дописать, -- можно отнестись по-разному. Либо выкинуть из нее все досочиненное благородными редакторами -- Римским-Корсаковым и Глазуновым и затем проявить собственную творческую инициативу. Так поступил Борис Покровский в Большом театре. Либо, наоборот, оставить все ими сделанное, плюс добавить все от Бородина, что было ими исключено. По такому пути пошел Мариинский театр, кооптировав в стан завершителей еще и композитора Юрия Фалика: он оркестровал вновь включенные наброски. Это было сделано еще в 1995 году: именно тогда суперполный "Князь Игорь", упакованный в три больших акта, появился на Мариинской сцене. Что же произошло теперь?
Теперь -- не далее чем в конце апреля -- Мариинский театр собирается с гастролями в Метрополитен Опера. И если по части пения и оркестра все должно пройти хорошо, то по части постановочных решений российской труппе явно недостает современного сценического дизайна, дабы "Князь Игорь" потряс Нью-Йорк так же, как во времена Дягилева потряс Париж. И вот оперу переодели и перепоставили.
Единственное успокоение, которое может прописать себе увидевший это представление зритель, -- внушить себе ту мысль, что он присутствовал не на спектакле Мариинского театра, а видел всего лишь предпремьерный прогон, осуществленный на репетиционной базе. Вместо трехактного "Князь Игорь" стал пятиактным; начавшись в 6.30 вечера, он закончился за полночь. Восстановленного суровыми трудами Бородина снова пришлось сократить, а с таким персонажем, как хан Гзак, -- и вовсе расстаться. Зато львиная доля времени ушла на антракты; пока публика болталась по фойе, за кулисами работал компрессор, не спеша надувавший удивительные полые объемы Юрия Харикова.
Конечно, в Нью-Йорке такого не будет: там сцена, издавая легкий электрический звук, в считанные секунды подвозит к зрителю новую картинку. Спишем же на питерскую технику и не станем рассматривать как знамение беды (подобно тому, как князь Игорь не придал серьезного значения солнечному затмению) и то, что тюлевая основа красного занавеса на глазах у изумленных рабочих сцены расползлась на куски и в финале пришлось обойтись без торжества красного цвета. Будем думать, что Нью-Йорк благотворно повлияет и на музыкальную сторону дела. Что до слушателя Метрополитен Опера, например, будет доноситься что-либо еще, кроме тромбонов из оркестровой ямы. Что ему удастся расслышать хоть малую часть из того, что поет Ярославна в нижнем или среднем регистре. Что некоторые певцы придут в согласие с дирижером в том, как понимать темп, фразу, свой голос в ансамбле. Что у Валерия Гергиева найдется минутка, чтобы пролистать партитуру, вспомнить, какой оперой он дирижирует в этот день, и проявить хотя бы подобие музыкальной организующей воли. Возможно, у постановочной группы тоже обнаружится некий день, в который ей посчастливится понять: над тем спектаклем, что выдан за премьеру, можно начинать работать. Для начала, например, вспомнить о таком нелишнем компоненте, как режиссура.
Два года назад Георгий Исаакян привез в Москву из Перми оперу "Дон Паскуале" -- в сценографически части небогатый, обходящийся малым количеством реквизита, зато отменно живой, обаятельный и изобретательный по режиссуре спектакль. Затем в Перми появился Юрий Хариков; в "Пиковой даме" восторжествовали костюмы и декорации; режиссер же выпал в осадок до такой степени, что стало непонятно: а что сделал этот человек, который выходит на поклоны? То же самое повторилось и в "Князе Игоре". Пример: хор половцев становится на спортивные круги и, толкаясь древками копий, крутится на них (разумеется, несинхронно) -- так, чтобы костюмы можно было рассмотреть со всех сторон. Вот и вся режиссура.
А что же главный творец нового спектакля, тот, по расчетам которого режиссер расставлял в макете свои фигурки? На его счету как минимум одна замечательная находка, имеющая отношение к смыслу происходящего, -- то самое затмение, изображенное черным занавесом, медленно распускающимся вниз и стекающим поверх занавеса красного. Кроме того, красивая общая концепция -- по-доброму надутые пенопластовые русские сцены и черные, со звездным небом, половецкие. И как минимум две удачные картины: горница Ярославны (огромная труба с орнаментом и красная драпировка) и разгул у Галицкого (на фото). Эта стилистка восходит к занятиям по макетированию, как оно преподавалось на втором курсе архитектурного института в 1978-79 году; в плоскостной композиции Хариков мастер, хотя выгоднее она смотрится в макете: чувствуется, что сценограф, ранее работавший на малых сценах, оказался не готов к тому масштабу увеличения, который диктует сцена Мариинки.
Хорошо понимая, что такое архитектурная статическая композиция, Хариков проигрывал в том, что относилось к пластике движений: в его громоздких костюмах, достойных отдельной выставки, пропали стати Путилина и Горчаковой; особенно же это проявилось в балете. Здесь Хариков стал жертвой небрежения аксиомами, которые должен был бы знать каждый, кто приходит в Мариинский театр. Например, той, что Половецкие пляски -- хореография Фокина; а раз так, то нужно учитывать, насколько тесно она связана с историческими костюмами Рериха. Например, движение рук, придуманное для того, чтобы гладить свисающие косы, теряло смысл в отсутствие кос. Трактуя тело как елочную игрушку или шпенек для наклеивания лоскутных аппликаций, Хариков лишил танцовщиков физической определенности. Половцы и половчанки в хищных трико с блестящими головами становились неотличимыми по полу; для нас стало большим открытием, когда мы узнали, что среди них была мастерица характерного танца красавица Александра Гронская. Кто она была, где?
Логично решить, что раз хореография Фокина не годится для этой сценографии, то надо убрать хореографию Фокина (заодно с костюмами Рериха); завтра так же поступить с "Жизелью", а послезавтра -- с Мариинским театром, сделав его театром Харикова. Это фантазия, но нарушать правила игры в таком театре можно только очень хорошо понимая эти правила. История с Фокиным оказался той спущенной петлей, из-за которой распустился весь чулок, с таким трудом, тщанием и любовью ткавшийся Юрием Хариковым. Не учитывая структуру места, в котором он оказался, художник невольно нанес удар в пах и оперной традиции. Когда в знаменитой фокинской коде плясок на небе стали мелькать звезды, появился ощутимый привкус шоу (вроде американского "Холидей Он Айс" или нашего "По дороге в Голливуд") -- не хватало только коньков и Валерия Леонтьева. Гротеск и лубок, которые могли бы быть сносны в "Руслане" или "Золотом петушке", никак не вписались в эпоху историзма, в эпоху Бородина. Эстетика императорской оперы отомстила постановщикам: к тому времени как посетитель Мариинского театра глубокой ночью добрался домой, он мог уже смутно помнить, какую именно русскую оперу он только что видел.
ПОДПИСЬ:
Княжий двор Владимира Галицкого -- самое уютное место в опере
посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти


посмотретьПетр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом


посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьКвинтет Квинтет памяти музыканта написан по заказу Алексея Гориболя и Рустама Комачкова для вечера памяти

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьАнтон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Владилав Песин, скр. Максим Новиков, альт Ольга Демина, влч. Петр Айду, фп. Видео и

посмотретьАнтон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

посмотретьВладимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке


посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьВладимир Мартынов - Бриколаж (фрагмент) Исполняет автор 23.02.2008 в КЦ ДОМ http://dom.com.ru/


посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013



посмотретьSergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьЛеонид Десятников - Лето: Толотная из цикла "Русские сезоны" (2003)

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьТарас Буевский - К ТЕБЕ ВОЗВЕДОХ ОЧИ МОИ Концерт для смешанного хора a cappella на тексты псалмов Давида. Псалмы 122 (1), 5

посмотретьВладимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov


посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

Другие видео