Музыкальная критикаГоворим -- музыкальный театр, подразумеваем -- "Парсифаль"Если в драме пути зрителя и сноба трагически разошлись, то опера и балет как будто еще сохраняют иллюзию демократического жанра. Успехи и провалы здесь очевиднее; критерии яснее; торжествует (или терпит поражение) школа. Может быть, поэтому, как бы н...Русский Телеграф / Среда 25 февраля 1998 Если в драме пути зрителя и сноба трагически разошлись, то опера и балет как будто еще сохраняют иллюзию демократического жанра. Успехи и провалы здесь очевиднее; критерии яснее; торжествует (или терпит поражение) школа. Может быть, поэтому, как бы ни ругали прошлогоднюю "Маску" драматические критики, никто из них не отрицал, что по части музыкального театра фестиваль повел себя безупречно. В числе спектаклей-номинантов не было ерунды, и премии были розданы по справедливости. В этом году нужно только держаться достигнутого уровня и не ставить распределение наград в зависимость от того, кому они достались в прошлый раз. Как и тогда, всю оперную программу фестиваля накроет Мариинский театр, Валерий Гергиев и его певцы, только еще мощнее -- вагнеровским "Парсифалем" (впрочем, московская публика увидит этот спектакль не в дни фестиваля, а лишь в апреле, в рамках обменных гастролей оперных трупп Мариинки и Большого). Тягаться с ним смогут только составные части спектаклей-конкурентов. Например, дирижер Евгений Колобов, населяющий симфонизмом дурновкусную, выполненную в затхло-трагедийном духе, интерпретацию лирических сцен "Онегина". Или Дмитрий Бертман, взвинчивающий режиссуру "Кармен" в "Геликоне" до такого градуса, когда музыке уже не остается места. Или Наталия Загоринская, которая все-таки ухитряется не только сыграть, но и полноценно спеть Кармен в таком антураже. Или выдумщики из провинции, такие, как режиссер "Пиковой дамы" Георгий Исаакян.
На балетной сцене столкнутся цивилизованное ученичество Алексея Ратманского и взлохмаченная философия Евгения Панфилова; но прекраснее всего, что сегодня уже не надо будет спорить, кто лучше -- Ульяна Лопаткина или Диана Вишнева. Само собой, Светлана Захарова.
|