посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013


посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьПетр Поспелов - Концертная фантазия Мария Федотова, флейта Петр Кондрашин, виолончель Москва, Центр имени Чайковского, 25 сентября 2009


посмотретьВладимир Николаев. Танцы вокруг банановой кожуры Экскурс в прошлое. На заре увлечения электроникой. Симпатичная электронная вещица из далеких разбойных 90-х

посмотретьПетр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

посмотретьVladimir Martynov - Spaces of latent utterance (2012) Vladimir Martynov - Spaces of latent utterance in DOM - 11-03-12

посмотретьАлександр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьАлександр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

посмотретьВладимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко


посмотретьПавел Карманов - Forellenquintet NoName Ensemble 2012 Дир. Марк Булошников. Безухов-кафе, Нижний Новгород

посмотретьЛеонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьАнтон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьПавел Карманов - Different Brooks для фортепианного квинтета. Таллинн, Eesti musika paevad. Владислав Песин и Марина Катаржнова, скр. Ася

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьПетр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

Другие видео

Музыкальная критика



Таблица элементов оперного стиля

Русский журнал / Среда 27 марта 2002
Молодежный спектакль Мариинского театра "Царь Демьян" - первая насмешка театра XXI века над новаторами столетия двадцатого. Если постмодернизм констатировал системный кризис традиционного оперного стиля, то сейчас, видимо, художники, создающие оперу, хотят заново разобраться в природе своего искусства. Постмодерн кончился. Наступил кризис кризиса. "Царь Демьян" - это и пародия на оперу, и любование жанром, полным условностей, причем пародия не на штампы, не на архаику, а как раз на авангард и на попытки преобразовать вокальное искусство. Это и насмешка над релятивистской революцией в режиссерском музыкальном театре. В общем, довольно тонкая и абсолютно оригинальная вещь. В программке жанр определен так: "Ужасное оперное представление". Ужасное в разных смыслах - то есть страшное по сюжету, и в то же время, как бы изначально "ужасное" по качеству. Партитура сочинена, якобы, ультрасовременным методом коллективного композиторского драйва, в качестве автора указано ТПО "Композитор" (то есть, надо понимать, "творческое производственное объединение" - конечно, мистификация!) плюс индивидуальные творцы Леонид Десятников, Вячеслав Гайворонский , Ираида Юсупова, Владимир Николаев. Все писали свои "линии", а монтировал их Петр Поспелов. Получилась очень интеллектуальная нескладуха из замечательных, красивых тем и всякой оперной банальности, которая широкому телезрителю нравится, разумеется, больше. В либретто и музыке (как и в мизансценах, и в приемах пения) много цитат и вариаций на "знаковые" мотивы оперного искусства. Создатели этого музыкально-сценического "гомункула" разбирают синтетическое целое современного оперного стиля на части и первоэлементы.
Смешно в спектакле то, что противоречит нематериальности музыкального искусства. Например, "идейность" и знаковость. Невозможно воспринимать без иронии довольно типичное для театра ХХ века решение пространства - конструктивистсткое, по-своему красивое, многоэтажное, трехмерное, из разноцветных палок, заборов и решеток. Этот стиль художник Александр Бродский и режиссер Виктор Крамер довели до абсурда: все главные персонажи перемещаются по сцене в индивидуальных клетках (это, так сказать, "сценическая метафора", "знак": несвобода душит подданных царя-самодура). Они и в битвы вступают прямо в клетках. Выходя к авансцене для исполнения арии, каждый солист ищет выключатель и зажигает лампочку, чтобы быть внутри клетки виднее. Бог Марец, ради которого любвеобильная богиня Винера покидает своего царственного супруга, живет в какой-то летней душевой кабинке с лейкой на крыше, а Винера - в клетке, украшенной сверху целой клумбой. И вот любовная сцена Мареца и Винеры изображена "аллегорически": лейка наклоняется над клумбой и орошает ее.
Сюжет "Демьяна", разумеется, политически-патриотически-религиозно-любовно-моральный, обыгрывающий подлинную старинную народную драму про царя-вероотступника Максимилиана. "Идейность" оперы всегда кажется нелепой, неизбежно противоречит ее природе. (Вот совпадение: в 1936 году Московский Камерный театр решился поставить пародию на оперу, и тогда либретто Демьяна Бедного "Богатыри" также было основано на сюжете крещения Руси, совершенном князем Владимиром, оказывается, просто спьяну. А.Я.Таиров дорого расплатился за политическую некорректность, за непонимание государственно-объединительного значения утверждения единой религии, и театр был отправлен на многомесячные гастроли на восток страны, пришлось поработать над стилем...) Балаган на русской сцене, даже оперной, не может избежать политики.
Композиторское ТПО, режиссер Виктор Крамер (создатель драматического театра "Фарсы), дирижер Александр Титов, вокалисты-стажеры Мариинского театра из Академии молодых певцов, каждый из своей области, добавили "источники" и "составные части" музыкального спектакля. "Демьяниада" построена на драматургии несоответствий разных музыкальных и вокальных стилей. Тут есть классика и веризм, псевдо-народность, фольклор, цыганщина, эстрада (зрители угадывают: это манера Наташи Королевой, это - Лариса Долина, это - Кристина Орбакайте).
Игровой театр в 1990-е годы стал господствующим стилем на драматической сцене, теперь он утверждается в опере, позволяя выстраивать двупланную структуру с правдивой, легкой, живой, незаштампованной "поверхностью" и глубоко (как в жизни) спрятанными смысловыми конфликтами. Метод актерского искусства в опере понят широко. "Игровая" опера предполагает и в актерском исполнении сочетание клоунады и скрыто-драматического плана. Певческая техника и музыкальная выразительность большинства молодых артистов в "Царе Демьяне" - выше всяких похвал. Можно назвать хотя бы Ларису Юдину, Ольгу Киченко, Эдуарда Цангу, Андрея Илюшникова - они с блеском уже выступали в классическом репертуаре. Но в "ужасном" оперном представлении им удается в одно и то же время петь прекрасно и - "ужасно". Они старательно, всерьез играют вечными вокальными архетипами: бас-profundo, примадонна, контртенор-"умирающий лебедь", пышное колоратурное сопрано в роли невинного отрока, народные типы, героический хор... В сценическом существовании артистов (даже в пении) игра с образом не отменяет существования этого образа, например, партия Царевича Артура (в мелодичной, стилизованной под старину музыкальной характеристике и в исполнении Ларисы Юдиной) дает возможность почувствовать его беззащитный, наивный "стоический" характер, и в то же время нелепую условность, с помощью которой в опере принято такие характеры обрисовывать, неизбежную искусственность, "материальность" театральных средств и приемов, к которым без иронии невозможно относиться. Кстати, мягкие обтягивающие костюмы на оперных артистах (которые, скажем, не должны обладать балетной невесомостью) добавляют прозаическую иронию по отношению к "героически-духовному" зрелищу, но добавляют и трогательное отношение к этому самому прекраснодушному и возвышенному искусству - чего создатели спектакля совсем не отрицают.
Рискованного "Царя Демьяна" не решаются играть на основой сцене Мариинского театра, он вообще редко идет - то в Малом драматическом, то на площадке детского "Зазеркалья". Даже в прошедший в Петербурге ежегодный мартовский фестиваль "От авангарда до наших дней" постановка не вписалась (ну так ведь и не авангард!). Этот разрушающий оперность и утверждающий оперу спектакль номинирован на национальную театральную премию, и скоро мы узнаем, может ли достаться "Золотая маска" артистам, которые как раз норовят все и всяческие маски сбрасывать, ну хотя бы ими поиграть.

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

посмотретьТатьяна Герасимёнок - BOHEMIAN ALGAE (2017) "Bohemian Algae" is the Sacred Ritual of the Holy Trinity. Preface: "The world –

посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьВладимир Мартынов - Этюд «На пришествие героя» Одиннадцатый Фестиваль Работ Владимира Мартынова, 10.03.2012, ДОМ

посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ


посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьПетр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

посмотретьPavel Karmanov - THE WORD in BZF, St-Peterburg Youth chamber choir of St.Peterburg's Philharmonic society by Yulia Khutoretskaya. Павел Карманов - "СЛОВО"

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьВладимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал

посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьЮрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Таллинн, Eesti musika paevad. Ася Соршнева, скрипка. Марина Катаржнова, альт. Петр Кондрашин, влч. Петр

посмотретьВладимир Тарнопольский - Jenseits der Schatten Ансамбль musicFabrik, дирижер Вольфганг Лишке

посмотретьАлександр Вустин - Приношение для фортепианного квартета и ударных. Wiener Konzerthaus 17 февраля 2005, впервые исполнено ансамблем Kremerata

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьВладимир Тарнопольский - Чевенгур Наталья Пшеничникова Студия Новой Музыки Марина Рубинштейн (флейта) Никита Агафонов (кларнет) Михаил Оленев (тромбон)

посмотретьLeonid Desyatnikov - Tango Eva Bindere - violin Maxim Rysanov - viola Peteris Cirksis - violoncello Leonid Desyatnikov

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 1, 2) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth


посмотретьSergey Khismatov - To the left II | souvenir No name ensemble cond. Mark Buloshnikov

посмотретьPavel Karmanov - Music for Firework concert version by Alexei Khanyutin The Posket symphony, Nazar Kozhukhar Назар Кожухарь Карманов Ханютин

посмотретьВладимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного

посмотретьЛеонид Десятников - Путешествие Лисы на Северо-Запад для сопрано и симфонического оркестра на стихи Елены Шварц. Солистка - Венера Гимадиева (сопрано).

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 3, 4) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth

посмотретьПавел Карманов - «День Первый» для смешанного хора и чтеца. Максим Новиков (альт), Евгения Лисицына (орган). Молодежный камерный хор

посмотретьАлександр Вустин - Плач для фагота соло, 1989

посмотретьЛеонид Десятников - Зима священная 1949 года: VI - Спорт Симфония для солистов, хора и оркестра (1998) Симфонический оркестр Виннипега, солисты и хор Дирижер

посмотретьАнтон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Другие видео