посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Пермский театр оперы и балета Хореограф - Раду Поклитару Художественный руководитель - Теодор Курентзис

посмотретьЛеонид Десятников - Подмосковные вечера Главная тема фильма Обработка для скрипки и струнного ансамбля Романа Минца Роман Минц, скрипка

посмотретьЛеонид Десятников - По канве Астора Екатерина Апекишева, фп. Роман Минц, скрипка Максим Рысанов, альт Кристина Блаумане, виолончель

посмотретьАлександр Вустин - Памяти Бориса Клюзнера Для баритона и струнного квартета. 1977 На слова Юрия Олеши. Владимир Хачатуров, баритон. Струнный

посмотретьТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

посмотретьВладимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

посмотретьPavel Karmanov - The City I Love and Hate - in Perm Dyagilev fest 2013 Alexei Lubimov,Elena RevichVadim TeyfikovSergey PoltavskiIgor BobovichLeonid BakulinOrgel Hall Perm, RussiaDyagilev fest 2013CULTURESCAPESFestival, Baselcomissionedlisten and

посмотретьГеоргий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьВладимир Николаев - Игрища Музыкальное представление Видео с концерта фестиваля «Другое пространство». Москва. 20 июня

посмотретьДжон Кейдж. Лекция о ничто Российское ТВ, 1992. «Лекцию о ничто» исполняют: Владимир Чинаев Алексей Любимов Герман Виноградов

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов

посмотретьЛеонид Десятников - Свинцовое эхо на стихи Дж.М.Хопкинса, 1990 Уильям Пьюрфой, контратенор Роман Минц, скрипка Сергей Полтавский, альт Евгений

посмотретьПавел Карманов - Michael Music Pocket symphony, Nazar Kozhukhar, cond.

посмотретьPavel Karmanov - Twice a Double concerto 3-04-11 fine sound Olga Ivousheykova - baroque fluteMaria Chapurina - FlutePaolo Grazzi - baroque oboe Alexei Utkin


посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

посмотретьВладимир Николаев - Японская сказка Стихи Арсения Тарковского Анатолий Горев, вокал


посмотретьЮрий Акбалькан - Гнездо птеродактиля для блокфлейты. В исполнении автора

посмотретьАлександр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

посмотретьЛеонид Десятников - Колхозная песня о Москве из к/ф «Москва» New Era Orchestra (Киев). Дирижер Татьяна Калиниченко Киев, Гогольфест, Сентябрь 2010

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьЛеонид Десятников - Эскизы к Закату Секстет для скрипки, флейты, кларнета, контрабаса и фортепиано

посмотретьВладимир Николаев - Сквозь разбитые стекла (фрагмент) Оркестр MusicAeterna. Дирижер Валентин Урюпин. Пермь. Дягилевский фестиваль. 27 мая 2013

посмотретьPavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

посмотретьВладимир Мартынов - Игры ангелов и людей Мистерия (фрагмент): Литания Богородице. Игры ангелов и людей (2000) Москва, 28.11.2011, Костёл Непорочного


посмотретьPavel Karmanov Oratorio 5 Angels (Best sound) Yulia Khutoretskaya Young chamber choir+ One Orchestra Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

Другие видео

Музыкальная критика



Портянка Шекспира, шнурки Стравинского

Новая опера "Царь Демьян" на фестивале "Звезды белых ночей"

Время МН / Суббота 23 июня 2001
Фестиваль Валерия Гергиева - под стать самым мощным и статусным европейским оперным фестивалям. Теперь он не только импортирует мировых звезд, но и предлагает собственную премьеру современной оперы. Под шапкой "продукция Мариинского театра" выпущен спектакль, от первой ноты до последней постановочной детали сделанный по заказу театра и фестиваля.
Факт сочинения и постановки "Царя Демьяна" в рамках фестиваля на сцене Малого драматического театра (художественный руководитель проекта - Валерий Гергиев) интересен не только потому, что появление оперной новинки на местных сценах - редкость, но и из-за собственной концепции, в основе которой лежит бригадный метод сочинения и постановки.
Такой подход был уже апробирован в Москве в коллективном представлении "С нами Бах!". Но если тогда пятичасовое действо нескольких десятков разномастных современных авторов носило радикально-лабораторный оттенок, то теперь авторская бригада "Царя Демьяна" была ужата до автора-составителя (П.Поспелов), автора либретто (Е.Поленова), художника (А.Бродский), режиссера (В.Крамер) и пяти композиторов (двое московских - И.Юсупова и В.Николаев, двое питерских - Л.Десятников и В.Гайворонский и анонимный, но известно, что междугородный, коллективный автор под псевдонимом "ТПО Композитор"), а спектакль в целом обрел черты цельного и компактного продукта-произведения.
Смысл проекта - создание актуального, то есть осведомленного в контекстах современного искусства и одновременно увлекательного для широкой публики оперного действа. А заодно и преодоление как замкнутости практик нового искусства, так и известной предсказуемости практик академических. Остается еще добавить сюда мерцающие идеи засыпания пропастей между секулярным и сакральным, а также западничеством и почвенничеством - и замысел окажется вполне глобальным.
В основу либретто положена народная драма "Царь Максимилиан", игравшаяся некогда крестьянами, солдатами, фабричными рабочими, которую видел Брюсов, о которой писал Ремизов и которую наследники Василия Поленова играют в усадьбе художника по сей день (некоторые фрагменты оперы сочинялись еще для недавних "поленовских" представлений).
Душераздирающая, сентиментальная и смешная история с царем-вероотступником, его сыном-мучеником, Винерой, Марецом, Аникой-воином, рыцарем Брамбеусом, Смертью и Могильщиком (именно в нем Ремизов услышал шекспировский привет, назвав драму "портянкой Шекспира"), со смесью традиций духовного стиха, вертепа, лубка и балагана оказалась пышным материалом для энергичных упражнений в демократизации нового творчества и конструировании продуманной стилевой непричесанности.
Результат - обаятельное представление, в оркестровой ткани которого зычно треньдит балалайка и ухает аккордеон, витиевато поет флейта, плотно лежат струнные и гудит бас-гитара (все достойно выполнено оркестром Мариинки и дирижером А.Титовым). Потенциальные хиты совершенно пахмутовской стати ("ТПО Композитор") словно с глуповато-радужной физиономией выныривают из пост- и квазиминималистских фрагментов, неуклюжий хоровой топот (В.Гайвороский) уступает место шикарной инструментальной пляске (В.Николаев), медитативное звуковое марево (И.Юсупова) - изысканным и многомерным камерно-вокальным рисункам, какие умеет делать только Л.Десятников.
Можно было бы даже и не говорить о том, что большая часть партитуры - сплошь гурманские цитатные пространства (лично мне особенно приглянулась крошечная аллюзия на "Бременских музыкантов"). При том, что программный тезис проекта - отсутствие пресловутой постмодернистской рефлексии и весь спектакль почти что кажется детским представлением (один из авторов вспомнил "Великана" 12-летнего Прокофьева, столь же, кстати, обязанного традициям домашней театральности), он с таким наглядно-агитационным вдохновением иллюстрирует теорию, что в отсутствие рефлексии почти что верится.
Полная палитра оперных голосов (в ней выразительно смотрелись бас М.Петренко - Демьян и колоратурное сопрано Л.Юдиной - Царевич) расширена контратенором (Исполинский рыцарь - О.Безинских был уморительно похож на Ирода из киноверсии "Иисуса Христа Суперзвезды", чем сильно украсил и без того не монотонную компанию) и басом-октавистом (живописный и актерски, и тембрально Брамбеус - В.Миллер). Щедро заливая по домашней рецептуре сваренным эстетическим соусом рвы между массовым и элитарным, авторы ввели в оперу неакадемические голоса (Могильщица - Ольга Дзусова и Смерть - Валентина Пономарева). Но именно здесь вдруг пропала органичность, показались жанровые швы, и начал мерещиться стандартный мюзикл. Возможно, причина в том, что традиции пограничных стилевых территорий, открываемых и обживаемых рок-музыкой, в отличие от "замученной" авангардом Европы, здесь так и не сложились. Мало встраивать рок-эстетику в оперные конструкции. Результаты здесь возможны, скорее, через дипломатию срединных царств (так же как в роли посредника между фольклорным и академическим началами здесь логично актуализирован Стравинский).
Детективно-увлекательная и ловко стоящая на котурнах народно-православного пафоса музыкально-театральная история про западные веяния и местные умения, срежиссированная остроумно и ненатужно в декоре, соединяющем экспрессию и примитив, была еще испытанием идеи другой органики - органики коллективизма. Заявлено: "Современное искусство отягощено диктатом индивидуального авторства и стремится его преодолеть". В "Царе Демьяне", где на одноактно изложенный анонимного происхождения сюжет и 78 минут музыки приходится пять авторов (не считая составителя и если коллективного считать за одного), оному искусству оказывается помощь по методу "если где чего убавится, то в другом месте скорей всего прибудет". В пользу энергичной цельности отформатированы всякие излишки индивидуально-авторского, и это срабатывает: современный оперный спектакль оказывается на слух приятным, лихим и трогательным, печальным и смешным зрелищем, бодрой репертуарной продукцией.

посмотретьТатьяна Герасимёнок - The Smell of Roses (2015) Pavel Karmanov Oratorio 5 Angels Yulia Khutoretskaya & The Young chamber choir & The

посмотретьАнтон Батагов - Бодхичарья-Аватара Поет верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

посмотретьВладимир Мартынов - Дети выдры Хуун_Хуур-Ту Opus Posth п/у Татьяны Гринденко Хор «Млада» (Пермь) Фрагменты премьеры в Перми, 17


посмотретьPavel Karmanov – Musica con Cello – with New Russia State orchestra Boris Andrianov (Cello), Ksenia Bashmet (Piano), Andrey Ivanov (Bass), Vartan Babayan (drums) "New Russia"

посмотретьАнтон Батагов - Джон Кейдж жил на углу 6-й авеню и 18-й улицы Видео: Алиса Наремонти New York City 2012 Эта музыка включает в себя аудиозапись, сделанную

посмотретьВладимир Мартынов - Stabat Mater Ансамбль Opus posth Хоры "Сирин" и "Алконост" п/у Татьяны Гринденко

посмотретьПавел Карманов - Cambridge music Credo quartet. Премьера: Кембридж, 2008

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьВладимир Мартынов - Войдите! (части 5, 6) Татьяна Гринденко, скрипка Ансамбль Opus Posth


посмотретьВладимир Николаев - Геревень, балет Телесюжет. Пермь, октябрь 2012

посмотретьЛеонид Десятников - Возвращение для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели Премьера на фестивале "Возвращение", январь 2007

посмотретьPavel Karmanov - Innerlichkeit - Photos by astronaut A_Skvortsov Pavel Karmanov - Innerlichkeit , Photos by astronaut A. Skvortsov Peter Aidu (Piano), Ivan

посмотретьВладимир Мартынов - Стена сообщений (бриколаж) - Часть 1 Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый

посмотретьТатьяна Герасимёнок - CERBERUS (2015) Выступление на презентации книги "Время Алисы" Центральный Дом Художника 11.06.2010 Пятый московский международный открытый


посмотретьЛеонид Десятников - Second hand "Отзвуки, транскрипции, посвящения" Концерт в Малом зале СПБ Филармонии 16.10.2010 Artstudio "TroyAnna"

посмотретьПавел Карманов - GreenDNK в БЗК Татьяна Гринденко и Opus Posth. Большой зал консерватории

посмотретьГеоргий Пелецис - Владимир Мартынов. Переписка Номер 10 (Мартынов): Полина Осетинская, фп.


посмотретьПетр Поспелов - Концертная фантазия Мария Федотова, флейта Петр Кондрашин, виолончель Москва, Центр имени Чайковского, 25 сентября 2009

посмотретьДорога Фильм Алексея Ханютина - Музыка Павла Карманова

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

посмотретьАлександр Вустин - Багатель из проекта "Петрушка". Оливер Триндль, фп.

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьВстреча с Леонидом Десятниковым Дягилевский фестиваль 2015 Модератор: Елена Черемных, музыкальный критик

посмотретьВладимир Николаев - Ave Maria для виолончели с оркестром (2006). Солист Дмитрий Чеглаков. Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» Дирижер

посмотретьПетр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

посмотретьПавел Карманов - Семь минут до Рождества Эрмитажный театр 14.01.2011 Иван Бушуев, флейта. Марина Катаржнова, скрипка. Владислав Песин, скрипка. Лев Серов


Другие видео