Музыкальная критикаБольшой не пойдет в хвосте МариинкиКозыри и тайны столичных сценВедомости / Пятница 03 сентября 2004 Все театры высшей мировой лиги планируют свою жизнь на три-четыре года вперед, а планы предстоящего сезона объявляют в конце сезона предыдущего. Иначе работать невозможно: только такая система позволяет свести воедино графики звездных солистов и постановщиков, а также обеспечить заблаговременные продажи мест. Из двух ведущих оперно-балетных театров России именно Большой последовательно стремится к соответствию этой модели. В Большом уже планируются постановки 2008 г., несмотря на то что до тех пор основная сцена должна пройти капитальную реконструкцию. Предстоящий сезон весь расписан по названиям и датам. Они обнародованы — правда, это касается только премьер: в части текущего репертуара сохраняется вынужденная эмпирическая гибкость. Конечно, в Мариинском театре система долгосрочного планирования тоже существует: без нее театр не смог бы, по крайней мере, строить график своих многочисленных гастролей. Но о спектаклях на родной сцене Валерий Гергиев предпочитает объявлять как можно позже. Это в меньшей степени касается премьер, но и здесь имена постановщиков нередко становятся известными общественности за месяц до события. Отдавая дань международной практике планирования, Гергиев тем не менее до последнего момента оставляет себе и театру возможность для маневра. Худрук Мариинки, как и многие мастера, вероятно, чувствует порочность правил, согласно которым проект от его реализации отделяют несколько лет. Ведь за это время ситуация в мире и искусстве может измениться, а вместе с ней — задачи театра и побуждения артиста. Разные стили двух театров в отношениях с общественностью объясняются и другой причиной. Большой театр стремится заранее продемонстрировать свои козыри, способные создать ожидание и обеспечить театру имидж. В предстоящем сезоне такими козырями, например, будут Роберт Уилсон, Джон Ноймайер, Леонид Десятников с Владимиром Сорокиным. В Мариинке же козырь всегда один — это Гергиев. За редкими исключениями вроде Уильяма Форсайта. Пресс-служба Мариинского театра подтвердила, что в предстоящем сезоне состоится премьера нового одноактного балета Форсайта, какого — не уточняется. Будет поставлен и новый полноактный балет (возможно, им станет восстановление державного “Бахчисарайского фонтана” Ростислава Захарова на музыку Бориса Асафьева, но официально театр этого не объявляет). 24 марта — 3 апреля пройдет фестиваль балета “Мариинский”: о его участниках мы узнаем в свое время. Оперных премьер будет пять. Опять же, имена постановщиков хранятся в тайне, но названия известны. Самая интригующая премьера сезона состоится 28 мая, в день открытия 13-го фестиваля “Звезды белых ночей”, — театр продолжит вагнеровскую линию “Тристаном и Изольдой”. Из неофициальных источников известно, что Валерий Гергиев доверил постановку этой весьма “нережиссерской” оперы, где один любовный дуэт длится 40 минут, Дмитрию Чернякову; в пресс-службе этот факт не опровергли и не подтвердили. Продолжит театр и линию “русского Вагнера”: в репертуаре появятся сразу две оперы Римского-Корсакова — “Царская невеста” (под Новый год) и “Сказка о царе Салтане” (весной). Помимо того, Мариинка представит и две популярные западноевропейские оперы: “Кармен” Бизе (в начале 2005 г.) и “Риголетто” Верди. Последняя премьера пройдет в ходе фестиваля “Звезды белых ночей”, который, как и в этом году, распространится почти на все лето и охватит не только Петербург, но и площадки в Выборге, Ивангороде и Калининграде. Приятно отметить, что планы Мариинского и Большого театров в грядущем сезоне выгодно дополняют друг друга. Было время, когда оба театра с разницей в два месяца выпустили оперу Пуччини “Турандот”, а затем Большой провел целый сезон, в котором все оперные премьеры повторяли по названиям недавние премьеры в Мариинке. Теперь, похоже, театры наладили координацию или по меньшей мере взаимную разведку планов. Из тех названий, что предложит в сезоне Мариинка, в Большом идет только “Царская невеста”, весьма старый спектакль. Но и Большой теперь не идет в хвосте Мариинки, в его планах есть даже одно явное преимущество — премьера современной, специально заказанной театром оперы: речь идет о “Детях Розенталя” петербуржца Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина (Мариинский театр, перекрестным путем заказавший оперу москвичу Владимиру Мартынову, дальше ее концертного исполнения не продвинулся). Что касается классических опер, то и здесь Большой Мариинку не повторяет. Хотя повторяет другие московские оперные театры. “Фальстаф” Верди поставлен в “Геликон-опере”, правда, Большой арендует из “Ла Скала” постановку Джорджо Стрелера, и эта премьера кажется запрограммированной удачей. “Леди Макбет Мценского уезда” Шостаковича — тоже название из афиши “Геликона”. Но “Геликон”, пережидающий собственную реконструкцию, в этом сезоне в Москве не играет — да и в любом случае располагается, видимо, в слишком отличной весовой категории, чтобы Большой стал сверять с ним свои планы. “Мадам Баттерфляй” Пуччини идет в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, зато в Большом ее поставит Роберт Уилсон. И сам этот проект, по замечанию Михаила Швыдкого, находится для Москвы в том же ряду событий, в котором мыслится грядущая Московская биеннале современного искусства. Единственный ход вслед за Мариинкой сделан в балете: в Большой приглашен Джон Ноймайер, хотя и с другой постановкой — “Сон в летнюю ночь”. Линия балетов Шостаковича в постановке Алексея Ратманского — эксклюзив Большого, в этом сезоне ее продолжит “Болт”. И уж абсолютным репертуарным прорывом будут три одноактных балета Леонида Мясина — классика, никогда не ставившегося в России. В чем театры примерно одинаковы — это в том, какое символическое качество призвано нести открытие сезона в каждом из них. Вот уже второй год как Большой не показывает на открытии “Ивана Сусанина” — тяжеловесную постановку сталинских времен. Вместо него сегодня театр откроется оперой ХХ в. — “Огненным ангелом” Прокофьева, одной из премьер прошедшего сезона. А Мариинский театр на своем открытии 7 октября покажет как раз “Ивана Сусанина”. Только это будет изначальная редакция оперы Глинки, с подлинным и текстом, и названием — “Жизнь за царя”, к тому же в свежей и неконвенциональной постановке Дмитрия Чернякова. Оба театра, по крайней мере в части ключевых событий, стремятся продемонстрировать современный, соответствующий мировым тенденциям имидж. Современные русские композиторы: Леонид Десятников |