Музыкальная критикаНостальгичный лидерГидон Кремер в Театре звукаВедомости / Среда 12 ноября 2003 Последние годы Кремер наведывается в Россию вместе со своим молодежным оркестром, созданным им в 1997 г. В оркестре играет молодежь из прибалтийских стран - тонкие беловолосые девочки и серьезные взрослые ребята; они уже мастера. Программа, сыгранная на открытии фестиваля, гладко соответствовала фестивальной концепции Театра звука, согласно которой музыка должна выступать в союзе со сценическим движением, видео или кино. Были и музыка, и движение по сцене, и экран. Некоторые номера московской публике были уже знакомы - например, бисовый номер на феллиниевские темы Нино Рота, где музыканты постепенно покидали сцену, оставляя на ней одного Кремера, печально упоенного своей клоунской скрипкой. Или "Данелиада" Гии Канчели - ностальгические обрывки киномузыки, перемежаемые ударами в барабан, охами и вздохами. Но была и премьера - "Диалог о гоголевской "Шинели" для солиста, струнного оркестра, ударных и киноэкрана. Музыку, сопровождавшую фрагмент из незаконченного фильма Юрия Норштейна, написал композитор Александр Бакши, он же идеолог Театра звука, автор мистерии "Полифония мира" (в этом проекте двухлетней давности тоже участвовали Кремер с "кремерятами") и ярый противник академических концертных форм. На экране шло кино, которое можно было бы назвать гениальным, если бы оно само, всем устройством виртуозно нарисованных кадров, так явно на собственной гениальности не настаивало. Акакий Акакиевич, показанный подробно, нежно и безжалостно, шел по Невскому, придя домой, переодевался, менял тапочки, ел, затачивал перо и выводил буквы. Гидон Маркусович и его партнеры, расставленные по сцене и темному залу, тянули едва слышимые звуки, иногда легкими переборами нот создавая подобие мелодии. Александр Бакши - мастер пространства, атмосферы; однако его опус закончился так же, как и начался, не проявив признаков драматургии и развития. Драматургия была во всей программе концерта, и это была фирменная драматургия Кремера. Первое отделение сложилось вокруг Баха: ансамблевая "Медитация" Губайдулиной с отсылкой к баховской Чаконе, напугавшая метафизическим урчаньем и вскипающим грохотом клавесина в конце. Затем соло Кремера - собственно Чакона Баха, сыгранная на одном дыхании (это часть нового проекта Кремера, недавно опять записавшего сольного Баха). Концерт Баха фа минор - самый неудачный номер программы, исполненный оркестром вместе с пианистом Андриюсом Злабисом безлико и даже старомодно. Ну и всегдашний кремеровский Пиаццолла, только в баховском жанре - Прелюдия и фуга. Во втором отделении киноопус Норштейна/Бакши был островком созерцательности в море танго и киномузыки: но и в этом море сплывались лучезарный Майкл Найман (струнная версия пьесы из "Отсчета утопленников") и мудреный Александр Вустин ( "Посвящение Гидону", где танго проглядывалось на далеком дне). На финальных поклонах, после беготни по сцене и сладких бродвейских попурри, с отменным шармом сыгранных Кремером, один из музыкантов "Кремераты" поднял шаловливый плакат с надписью "Свободу Юрию Деточкину". В любой стране, где людей держат в неволе, такая эскапада может быть понята по-своему; по-своему поняли ее и мы. Забавно и другое: неужели для молодых музыкантов балтийского оркестрика, разъезжающих по миру и давно ставших его гражданами, воспоминания о старых советских фильмах являются важной частью личной биографии? Может быть. Для самого Кремера, безусловно, являются - о чем мы догадывались и раньше, слушая в его исполнении хиты Дунаевского. С возрастом эта краска его натуры проявляется все ярче. Создатель композиторских репутаций, творец моды, эталонный европейский постмодернист, сумевший скрестить рынок и альтернативу, Кремер склонен к доброй ностальгии и любованию прошлым. В одном из последних интервью он поделился мечтой: свозить ребят на гастроли по России, которую когда-то объездил он сам, показать им другую жизнь и неиспорченного слушателя. Россия между тем рвется к цивилизации: строит новые залы, устраивает амбициозный фестиваль Театра звука, завлекает на него мировую звезду Гидона Кремера. Так и встретились Юрий Деточкин с Акакием Акакиевичем. Современные русские композиторы: София Губайдулина |