Музыкальная критикаТрудоемкая красотаВ Эрмитаже собрали великих голландцевВедомости / Вторник 27 сентября 2005 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Проект «А-музыкА» в Петербургском Эрмитажном театре объединил сочинения классика голландской музыкальной сцены Луи Андриссена и ее восходящей звезды Мишеля ван дер Аа. Первоклассная концепция и переполненный заинтересованной молодой аудиторией зал два отличных показателя успеха проекта. Трудности возникли с исполнением.Свежие сочинения голландских знаменитостей прибыли в Россию с необычной для отечественной музыкальной жизни оперативностью. Обычно российских исполнений приходится ждать по нескольку лет, на этот раз они состоялись через месяц (Ван дер Аа) и через неделю (Андриссен) после мировых премьер. Луи Андриссен в 60-е перевернул музыкальную жизнь Нидерландов и создал новую голландскую школу. И сейчас его идеи продолжают влиять на звуковой ландшафт в Европе, Америке и России поэтому каждое его сочинение воспринимается как событие, даже если это сюита из ранее написанной оперы «Письма к Вермееру». Вместе с Питером Гринуэем (автором либретто и постановщиком оперы) Андриссен создавал «Письма к Вермееру» как «приношение красоте картин», что означало «писать музыку самую красивую, какую только можно себе представить». Аскетическая красота прозрачной партитуры Андриссена загадочна тем же непонятно откуда льющимся светом, что и картины Вермеера. Арфы и гитары окутывают сиянием безвибратный тембр струнных, белый звук фортепиано соперничает в чистоте с трубой, заменившей в сюите женский голос. Исследователи Андриссена разгадают большую часть его приемов, но на 5% его скрипки и цимбалы навсегда останутся тайной. Красоту воплощали в действительность оркестр Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата» и дирижер Федор Леднев, главный на сегодня петербургский специалист по новейшей музыке. Им удалась пьеса «Отпечаток» (Imprint), которую ученик Андриссена композитор Мишель ван дер Аа написал для Фрайбургского барочного оркестра: следуя отточенному жесту Леднева, камерный состав играл внятно и осмысленно. Подзвученный клавесин и резкая атака струнных чертили графический рисунок, сквозь который в паузах просвечивали протянутые органные аккорды. Но сюита Андриссена была явно недоучена, в чем повинен не дирижер, да и вообще бессмысленно винить кого бы то ни было. Скорее это повод задуматься над ситуацией: новую музыку играют редко, а поэтому не умеют делать ее быстро и качественно. В оркестре Андриссена, противника больших составов, каждый музыкант личность, а значит, лично ответствен за результат. В российских же оркестрах такое отношение к совместному музицированию большая редкость. Впрочем, к концу оркестранты пришли в себя, сошлись и вышли на пронзительную кульминацию, которая в опере соответствует сцене наводнения. Удачной частью программы стал короткометражный фильм Хола Хартли «Новая математика» (The New Math(s). 15-минутная прогулка по лабиринту сознания оказалась полна неожиданностей, а в саундтреке совместного производства Андриссена и Ван дер Аа поверх вполне серьезной музыки раздавались звуки драк точь-в-точь как в мультиках. В целом «А-музыкА» доказала, что умно и со вкусом спродюсированные проекты имеют все шансы привлечь нового слушателя на территорию современной музыки. Теперь дело за тем, чтобы создать на этой территории условия адекватного оркестрового присутствия. |