Музыкальная критикаВручены премии GrammyКласика без МариинкиВедомости / Пятница 23 февраля 2001 Пока весь мир ожидал присуждения 43-й премии Grammy в самых престижных номинациях, связанных с роком и поп-музыкой, внимание русских меломанов было приковано к концу списка из 100 номинаций. Именно в последней десятке шорт-листа находились записи классической музыки, в которых номинировались отечественные музыканты. На этот раз на премию Grammy претендовали главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев, пианист Евгений Кисин и композитор Родион Щедрин. Американская звукозаписывающая академия никого из них премии не удостоила. Эксклюзивный музыкант фирмы Philips (ныне поглощенной английской Decca) Валерий Гергиев уже не первый год оказывается в числе номинантов Grammy. Но впервые в этом году Гергиев был выдвинут на премию сразу за две записи. Среди оперных альбомов прокофьевскую оперу «Семен Котко» в исполнении ансамбля Мариинского театра обыграла запись оперы Феруччо Бузони «Доктор Фауст» (Erato). Мрачный шедевр немецкого композитора итальянского происхождения был записан оркестром Лионской оперы под руководством прославленного американца Кента Нагано. Большой знаток музыки ХХ в., один из тех дирижеров, кого сейчас называют Караяном ХХI века, Нагано возглавляет ныне Берлинский симфонический оркестр. Decca, правда, тоже не осталась внакладе: премией за лучший вокальный альбом отмечена запись «Вивальди-альбома» звездной итальянки Чечилии Бартоли в сопровождении аутентичного оркестра Il Giardino Armonico. В эту запись вошли 13 арий из неисполнявшихся опер и кантат композитора. Для Бартоли это уже вторая Grammy: первую она получила шесть лет назад. За эти годы певица успела сменить партии бархатного меццо-сопрано на высокий сопрановый репертуар, и новая победа поддерживает ее карьерные устремления. Лучшей оркестровой записью (здесь Гергиев и оркестр Мариинки номинировались за запись Шестой симфонии и «Ромео и Джульетты» Чайковского) была признана работа еще одного представителя когорты новоявленных караянов Саймона Рэттла. Английский дирижер, уже успевший получить из рук английской королевы дворянский титул, одинаково популярен в кругах поклонников и аутентичной, и современной музыки. Разнообразие вкусов Рэттла привело к тому, что ему предложили возглавить такие знаменитые оркестры, как Берлинский филармонический и Бостонский симфонический. Рэттл выбрал американский коллектив, но из его сотрудничества с лучшим оркестром Германии родилась запись Десятой симфонии Малера, отмеченная Grammy. Не законченная композитором симфония была дописана в 60-х Дерилом Куком и в таком виде записана фирмой EMI. Сразу двумя премиями отмечена запись струнных квартетов Шостаковича, осуществленная «Эмерсон-квартетом» и фирмой Deutsche Grammophon, «классический альбом года» и «лучшая запись камерной музыки». Столь же результативным оказался альбом фирмы Sony Appalachian Journey композитора Стефена Фостера, в записи которого принял участие выдающийся американский виолончелист Йо-Йо Ма. Продюсер этой пластинки Стивен Эпштейн был назван «продюсером года», а сама запись признана лучшей в номинации «лучшая аранжировка классики». Американским композиторам на этот раз вообще повезло. В разделе «лучшая запись солиста с оркестром» премию получила запись скрипичного концерта Николаса Мо, осуществленная для фирмы Sony Лондонским филармоническим оркестром под управлением Роджера Норрингтона и скрипачом Джошуа Беллом. А патриарх мирового авангарда Джордж Крам получил премию за «лучшую современную композицию». Но отмеченной оказалась только часть юбилейного альбома Крама кантата Star-Child, записанная Варшавским филармоническим оркестром для малоизвестной фирмы Bridge. Другой всемирно известный композитор, поляк Кшиштоф Пендерецкий, тоже может принимать поздравления. Запись его Credo (дирижер Хельмут Риллинг, который уже не раз выступал в Москве и Петербурге) названа лучшей среди хоровых пластинок. |