Музыкальная критикаРусская революция белькантоВладимир Спиваков дебютировал в итальянской опереВедомости / Среда 24 января 2001 ГЕНУЯ В генуэзском театре Carlo Felice прошла премьера оперы Беллини «Пуритане» на сюжет из английской истории времен Кромвеля. Спектакль поставил известный итальянский режиссер и сценограф Пьер-Луиджи Пицци. А основатель оркестра «Виртуозы Москвы» и главный дирижер Российского национального оркестра Владимир Спиваков дебютировал «Пуританами» в оперном репертуаре. Беллини остается для итальянцев главным композитором эпохи бельканто, а десять его опер индикатором профессионализма оперных театров Италии. В сентябре этого года будут отмечать 200 лет со дня его рождения, поэтому итальянцы в этом году уделяют Винченцо Беллини не меньше внимания, чем Джузеппе Верди, 100 лет со дня смерти которого отметят в ближайшую субботу. Пригласив русского дирижера на постановку последней и лучшей оперы Беллини, итальянцы рисковали. Театр в Генуе сейчас на хорошем счету, и кого попало сюда не зовут работать. За пультом здесь стоят последние из могикан итальянской оперной школы Нелло Санти и Бруно Бартолетти, француз Мишель Плассон, а постановки осуществляют Вернор Херцог и Грэм Вик. К тому же «Пуритане» своеобразная граница между двумя эпохами бельканто: по одну ее сторону ходульные ассорти из виртуозных арий и ансамблей (Россини, Доницетти), а по другую оперы с нарастающим драматическим напряжением и подчинением музыки сюжету (Верди). Итальянские театры это вечное противостояние дирижеров и примадонн, и многие современные музыканты предпочитают продирижировать вагнеровской тетралогией, чем «Пуританами». Все это требует от дирижера не только большого вкуса и мастерства, но и умения находить компромисс с итальянскими певцами, которые до сих пор любят потрясти зал звуком. Из-за этого беллиниевская стилистика чаще всего страдает: удобству примадонн приносятся в жертву темпы и динамика опер. Спиваков произвел в Генуе настоящую революцию, убедив певцов петь медленнее, чем они привыкли, и быть более внимательными к авторским ремаркам партитуры. Никогда не дирижировав оперой, он сумел добавить трагизма бравурной кантилене и благородного изящества воинственным стреттам. Генуэзский оркестр играл на редкость удачно: сложнейшее соло валторны, о мелодии которого Беллини говорил, что «она словно нисходит с небес», было исполнено безупречно. Вообще, о такой медной группе могут мечтать не только в Российском национальном оркестре, но и во многих оркестрах Германии. С другой стороны, Спиваков позволил знаменитой итальянской примадонне Мариелле Девиа (по непонятным причинам не сделавшей мировой карьеры) исполнять в большом количестве виртуозные каденции собственного сочинения. Впрочем, Девиа не пела с блеском, заставляющим вспомнить «золотую эпоху бельканто». Тем более что режиссер и сценограф Пьер-Луиджи Пицци (знакомый москвичам по спектаклю «Капулетти и Монтекки» на последних гастролях La Scala) много сделал для того, чтобы преподнести певицу в выгодном свете. Вполне в соответствии со своей фамилией (pizzi по-итальянски «кружева») режиссер-сценограф плетет тонкую вязь рафинированных, графичных мизансцен. Динамизм спектаклю придают лишь поступательные и круговые движения стен сурового английского форта. Четкие геометрические решения пространства подчеркиваются направленным светом и мышино-серым цветом костюмов хора. В этом метафизическом пуританском мире есть только один живой человек главная героиня Эльвира. Ее не мучает долг, она не голосит «умрем за родину», а живет своей любовью. Единственного некукольного, неходульного персонажа режиссер выделяет не только красочными платьями в духе Тициана и Веронезе, но и живой пластикой, отличной от ритуальных шествий кромвельцев. В том, что постановка в Генуе выходит за рамки итальянского мейнстрима, можно убедиться, посетив миланский театр La Scala. Беллиниевская «Сомнамбула», конечно, уступает «Пуританам» по музыке. Но такого режиссерского и сценографического провинциализма как-то не ждешь. Певцы не завораживают, а вызывают постоянное раздражение (особенно солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков, неитальянская вокализация которого чувствуется в каждой ноте). Дирижер Маурицио Бенини играл Россини, Верди, Штрауса, кого угодно, только не Беллини. Так что ничего удивительного нет в том, что в Генуе забросали Спивакова предложениями на будущее. |