Музыкальная критикаАдрес статьи: http://friday.vedomosti.ru/article.shtml?2007/05/25/9720 75 зарубежных гостейПетр Поспелов о музыкальной интеграции![]() Ведомости-Пятница / Пятница 25 мая 2007 Столичная филармония подводит итоги и спешит заявить о планах на будущее. Нам везут все лучшее. Мы свое лучшее везем навстречу Еще пять-шесть лет назад казалось, что филармония дышит на ладан и все артисты скоро предпочтут индивидуальную трудовую деятельность. Но рок сулил иное: «В этом сезоне Московская филармония представила своим слушателям 130 абонементов, в концертах выступили 36 оркестров, 70 дирижеров, 20 ансамблей, 28 коллективов, более 250 солистов и 75 зарубежных гостей», отчитывается филармоническое руководство. В следующем сезоне будет уже 150 абонементов. И показатели не только количественные: открыты производственные линии на все вкусы и разведка их продолжается полным ходом. В Москве споют Даниэла Барчеллона (поклонникам скоростных фиоритур), Анник Массис (любителям высоких нот), Барбара Фриттоли и Патриция Чьофи (ценителям грациозной лирики). Сыграют Анне-Софи Муттер (поклонникам женской красоты в придачу к скрипке), Виктория Муллова (им же, а также свидетелям славы Конкурса им. Чайковского), Барри Дуглас (последним), Марк-Андре Амлен (гурманам), Тон Коопман (фанатам аутентизма), Маурицио Поллини (меломанам со стажем), оркестр «Виртуозы Рима» (их дедам) и т. д. и т. п. Это не считая органистов, и гитаристов, и многих-многих других. И не считая наших. Но наших много везде. Американская газета The New York Times замечает: «Куда ни глянешь в последнее время, обязательно увидишь на сцене очередной российский оркестр». «Интеграция в единое мировое концертное пространство» (цель, заявленная Московской филармонией) складывается общими усилиями. Они стали все больше ездить к нам, а мы все больше колесим по остальной части планеты. Московские критики радуются появлению на нашей сцене каждого приезжего светила. А вот что пишет нью-йоркский коллега: «В воскресенье днем Российский национальный оркестр играл в Avery Fisher Hall музыку русских романтиков, включая сверхпопулярное сочинение Рахманинова для фортепиано с оркестром. В понедельник вечером Национальный филармонический оркестр России играл в Avery Fisher Hall музыку русских романтиков, включая сверхпопулярное сочинение Рахманинова для фортепиано с оркестром. Я побывал на обоих концертах, хотя мне вполне хватило бы и одного из них«. Нет, конечно, гастрольный репертуар названных оркестров несколько шире. Но мы не удивимся, если и в течение следующего сезона подобные рецензии появятся на страницах газет Швейцарии, Германии, Японии или Сингапура. Но ведь и Венский филармонический оркестр привозил к нам Вагнера, Моцарта да Брукнера. И итальянские примадонны будут петь Россини или Верди. И аутентист Тон Коопман сыграет вдоль и поперек известного ему Баха. И разве нам придет в голову требовать от них чего-то иного? Но на нашей сцене аутентичному Баху, истинно венскому Брукнеру и даже правильно спетому Верди еще не скоро грозит участь дежурного блюда, в которое повсюду превратилась популярная русская классика. Американский критик ведь не против нее. Он негодует по другому поводу: «Как возмутительно злоупотребляют этими прекрасными произведениями амбициозные поверхностные музыканты, полностью лишившие их свежести». Посетители концертов Московской филармонии считают иначе: при всем великолепии филармонического предложения абонемент, в котором прозвучат сочинения Рахманинова для фортепиано с оркестром (всем-всем-всем?), распродан одним из первых. Наших много везде. «Куда ни глянешь в последнее время, удивляются американцы, обязательно увидишь очередной российский оркестр» |