Музыкальная критикаСолнечная энергияВитальный театр Алвина Эйли признан на респектабельной сценеВедомости / Четверг 13 июля 2006 ПАРИЖ Прославленные ветераны современного танца Alvin Ailey American Dance Theatre стали главным действующим лицом парижских Les Etes de la Danse. Этот фестиваль претендует на статус главного хореографического события лета, хотя Париж переполнен танцем: в Theatre de la Ville только что закончился ежегодный сезон Пины Бауш, а на двух сценах Оперы показывают три балетные премьеры, выпущенные в июне.Парижский фестиваль проводится в этом году всего во второй раз. По разнообразию и изобилию гостей он, безусловно, уступает Авиньону и Монпелье, с которыми совпадает по времени. Тем не менее спокойная буржуазность (мадам Ширак в качестве почетного президента, этуаль Клод Бесси художественный советник, Hermes среди патронов, уютная сцена под открытым небом в особняке XIV в.) позволяет теперь поклонникам хореографии и в Париже не чувствовать себя оторванными от жизни. В отличие от именитых соперников Les Etes de la Danse не ограничивают себя актуальными поисками contemporary dance, их эмблема скрещенные пуанты и джазовки. Фестиваль не знает традиционных российских метаний его успех предопределен тем, что приоритеты были расставлены еще на старте. Среди разнообразия современной хореографии организаторы выбирают те компании, которые сочетают оригинальность почерка и респектабельность имиджа. В прошлом году они заполучили Балет Сан-Франциско одну из лучших и статусных балетных компаний мира и продали на нее 20 000 билетов. В этом параллельно с фильмами о «черном» танце, фотовыставкой, посвященной хип-хопу, и премьерой проекта, созданного в этой же технике танца, настала очередь Alvin Ailey American Dance Theatre. Создание этой компании в 1958 г. стало революцией до Алвина Эйли никому в голову не приходило, что можно скрестить европейский классический балет и традиционные африканские танцы, густо замесив эту смесь на американском модерне. Тем более невероятным было увидеть на лучших нью-йоркских сценах несколько десятков чернокожих танцовщиков труппу хореограф собрал исключительно из афроамериканцев. Но времена потрясений давно остались позади. Теперь Alvin Ailey American Dance Theatre, как у себя дома, танцует в Нью-Йорке в City Center, в России в Мариинке, в его труппу пробились европейцы. 18 лет без Эйли показали, что он создал настоящий театр стойкий, способный к трансформации и чтящий свое прошлое. Под руководством примы эпохи Эйли Джудит Джемисон компания расширила свои возможности. Включенные в афишу парижских гастролей постановки европейского классика Ханса ван Манена и американца Дэвида Парсонса продемонстрировали, как благородная неоклассическая хладность обретает витальную энергию в исполнении танцовщиков театра Эйли. Доводя зал до исступления, они даже не пытаются воспроизвести все разноцветье деталей, которыми так любуются хореографы. Кураж, взрывная сила эмоций, животная пластичность и мускульная сила этого ансамбля просвечивают в каждой композиции так же, как лебединых излом крыл в любом балете на русской сцене. В Париже нельзя увидеть, как сочетается стиль Alvin Ailey American Dance Theatre с музыкой Чайковского, Стравинского или Шопена, балетов Баланчина, которые числятся в репертуаре труппы, на гастроли не привезли. Однако этот стиль театра идеально соответствует джазу и спиричуэлам. Собственно, ради легендарных «Плача» и «Откровений» и стоит смотреть спектакли Alvin Ailey American Dance Theatre. Когда, размяв классические port de bras и разломав строгую вторую позицию ног, ансамбль застывает посреди сцены в желтых лучах, обращенные к искусственному солнцу фигуры создают абсолютную иллюзию молитвы. И не имеет смысла анализировать уникальные пластические возможности танцовщиков и сложный синтез разных танцевальных систем. Этот танец потрясает не виртуозностью, а силой духа. Так что Авиньону и Монпелье, погрязшим в разборах полетов полусамодеятельных новаторов, придется посторониться перед Парижем. |