Музыкальная критикаТанцы на Сорочинской ярмаркеИз балетного конкурса ушли ценности стиляВедомости / Пятница 01 июля 2005 Гала-концертом лауреатов завершается сегодня X Московский международный конкурс артистов балета и хореографов, в течение двух недель шедший на Новой сцене Большого театра. Лауреаты будут танцевать по соседству на исторической сцене. Чтобы дать им такую возможность, на день отложили ее закрытие на трехлетнюю реконструкцию. Однако скромные дарования нынешних победителей рискуют потеряться на ее легендарных просторах.На весах истории десятый, юбилейный конкурс будет претендовать на звание «самый безликий»: ни новых имен, ни новых идей в этом году не родилось. Члены жюри на финальной пресс-конференции в один голос говорили о высочайшем уровне конкурса, но под разными предлогами отказывались назвать артистов, которые произвели на них особое впечатление. Действительно, выделить одного из 139 исполнителей невозможно. Тем более что за редчайшим исключением все даже танцовщики из США были воспитанниками русской балетной школы. Представители Франции, Англии, Дании и других ведущих балетных держав в Москву не приехали. В их отсутствие несколько десятков россиян, 20 украинских артистов, а также танцоры еще 11 стран предоставили Юрию Григоровичу, Наталье Макаровой, Людмиле Семеняке, Шарлю Жюду, Констанс Вернон, Михаилу Лавровскому и другим членам жюри высчитывать количество пируэтов и фуэте, градус вскидывания ног в арабесках и метры перелетов в жете. Как и на многих музыкальных конкурсах, культ техники, заметно выросшей в последние десятилетия, всецело затмил ценности стиля. Изысканность Екатерины Борченко из Минского театра, чья принцесса Аврора может считаться эталоном академизма, по решению жюри потянула только на благодарность за участие в финале, кураж Натальи Осиповой из Большого на третью премию, актерская разносторонность китайца Ван Живея на вторую, равным образом как и безграничная техническая свобода Екатерины Крысановой. Победителем в бухгалтерском соцсоревновании вышел киевлянин Денис Матвиенко, методично собирающий гран-при международных балетных конкурсов (в его коллекции трофеи Люксембурга и Будапешта). Он оказался стабильнее, точнее и выносливее остальных соперников. Не растрачивая внимания на такие неисчисляемые категории, как культура и стиль, Матвиенко танцевал, как на ярмарке: с той же разухабистостью, что в па-де-де из «Корсара», оторвался в баланчинской «Тарантелле», заменив ее искрометность вульгарностью. Еще плачевнее оказался конкурс хореографов, впервые получивший на московском конкурсе собственную делянку отдельный день соревнований. Из 28 участников этой части программы подавляющее большинство оказалось артистами или педагогами. Неизменно выбирая для сопровождения Альбинони, Вивальди или электронную музыку, они заставляли танцовщиков скидывать детали костюма, обертываться в полотнища, распускать волосы и с маниакальным упорством подтягивать ноги за голову. Казалось, что все они участвуют не в международном конкурсе, а в тендере на лучший номер для Анастасии Волочковой. К счастью, в этой части программы жюри решило проигнорировать все увиденное и ограничилось вручением трех дипломов. Чтобы увидеть подлинное будущее мирового балета, придется ехать на другие конкурсы следующий стартует через 10 дней в японской Нагое. |