Музыкальная критикаКоролевский балет представил звездКоролевский балет Великобритании, он же балет лондонского театра Covent Garden, начал 10-дневные гастроли в Москве. Их открытие совпало с началом Московского международного кинофестиваля, и партер Большого театра был заполнен наполовину. Между тем Ко...Ведомости / Вторник 24 июня 2003 Королевский балет Великобритании, он же балет лондонского театра Covent Garden, начал 10-дневные гастроли в Москве. Их открытие совпало с началом Московского международного кинофестиваля, и партер Большого театра был заполнен наполовину. Между тем Королевский балет одна из самых именитых балетных компаний мира, которая последний раз доезжала до нас в 1987 г. Современная Россия вообще не избалована гастролями подобного масштаба. Изредка с большой помпой и за бешеные деньги к нам прикатывают труппы второго ранга или организовывают массовый пролет кометы Галлея, когда «бриллианты мирового балета» нужно оценить в оправе семиминутного па-де-де. Но компании масштаба Covent Garden в Москве не было с 1991 г. , когда здесь танцевала труппа Opera de Paris. Королевский балет можно разглядеть в Москве в натуральную величину. За 16 лет в нем произошли огромные перемены. Не стало его основательницы Нинет де Валуа, ушел из жизни хореограф и многолетний руководитель труппы Кеннет Макмиллан, чьи спектакли были символом английского балетного стиля. Недавно потрясшие общественность скандалы, вызвавшие смену арт-директора компании, по масштабу напоминали московские. Королевский балет все больше превращается в английский аналог American Ballet Theatre и Opera de Paris универсальную компанию с интернациональным составом. Правда, Covent Garden прибыл на гастроли в сильно урезанном составе. Француженка Сильви Гиллем самая прославленная балерина наших дней, после скандального разрыва с родной Opera de Paris осевшая в Лондоне не смогла прилететь в Москву из-за плотного графика личных выступлений. Предмет поклонения английских балетоманов Дарси Бассел залечивает травму. Линн Бенжамин планирует выйти из декретного отпуска только осенью. А юная румынка Алина Кожокару, за два года ставшая иконой в Королевском балете, получила травму прямо перед началом гастролей. В Москве англичане собираются показать, что умеют танцевать всё: и «Лебединое озеро», и хореодраму свою национальную гордость, которая будет представлена «Майерлингом» Макмиллана, и современный балет, за который отвечает Кристофер Уилдон. На первый взгляд по этому же принципу был составлен и вечер знакомства. Открывавший программу Tryst представил наконец России Кристофера Уилдона самого многообещающего, по словам американской критики, хореографа современности. Для своего балета он выбрал музыку Джеймса Макмиллана и виртуозно расписал ее для пары ведущих солистов, четырех дуэтов и четырех трио корифеев. Воспитанник New York City Ballet, хотя и выросший в стенах Королевского балета, теперь Уилдон стремится привить соотечественникам музыкальность, рационализм и мобильность Баланчина, как это делает в России Алексей Ратманский. Пока не слишком успешно сказывается английская привычка «переживать», а не «считать» музыку. Хотя испанка Зенаида Яновски, пронесшаяся по этому одноактному спектаклю самолетом на бреющей высоте, своей агрессивной мощью украсила Tryst. Не была выгодной для труппы, привыкшей играть «по Станиславскому», и «Глория» на музыку кантаты Пуленка. Она знакома Москве по гастролям 1987 г. , и ничего к нашим представлениям о хореографе Макмиллане мастере ставить красивые дуэты не прибавила. Кроме того, что был он хорошим гражданином, посвятившим балет жертвам Первой мировой войны. Зато заставила балетоманов дебютировать в роли следователей, пытавшихся различить под надвинутыми на глаза фуражками двух звезд труппы кубинца Карлоса Акосту и аргентинца Иняки Урлезагу, соревновавшихся в «Глории» в прыжках. Дивертисмент из двух па-де-де и двух дуэтов (почему-то тоже названных па-де-де) представил еще четыре пары солистов. Датчанин Йохан Кобборг, произведший в прошлом сезоне фурор выступлением в «Сильфиде» Большого театра, вновь летал и рассыпался бисером мелких pas в па-де-де из этого балета. Но оставшись без партнерства Кожокару, он остался и без Сильфиды вялые телодвижения Наташи Отред принять за полеты фантастического существа мог только слепой. Для Ирека Мухамедова, отяжелевшего и растерявшего былую форму, но обретшего на Западе актерскую харизматичность, в адажио Вершинина и Ирины из «Зимних грез» рыхлая и лишенная драматического дара испанка Тамара Рохо тоже оказалась лишь предметом для упражнения. Чтобы запомниться в дуэте из «Таис», балерине нужно быть либо актрисой Ермоловой, либо балериной с безупречными линиями Захаровой партнер просто носит партнершу из одного конца сцены в другой. Поэтому достоинства итальянки Мары Галеацци остались тайной. Зато Карлос Акоста показал товар лицом в па-де-де из «Корсара» он превратил зал в римский цирк, воющий от страстей на арене. Однако для того, чтобы за дефиле звезд разглядеть, что такое Королевский балет Великобритании, придется ждать следующих спектаклей. |