Музыкальная критикаПоследствия травмыГала концерт в честь Нины АнаниашвилиВедомости / Понедельник 10 декабря 2001 В Большом театре концертом в трех отделениях отметили 20-летие творческой деятельности Нины Ананиашвили. Изначально планировалось, что юбилярша будет танцевать в честь себя сама. Но за торжественным вечером балерина наблюдала из директорской ложи за день до гала она получила травму. На программе концерта это не отразилось: приглашенные балерины за полдня выучили партии Нины и ни один номер не был отменен. Но ее отсутствие на сцене позволило оценить место балерины в современном балете. Программа вечера, как это всегда бывает на концертах, санкционированных Ананиашвили, отличалась редкой сбалансированностью. В ней удалось совместить интересы самой балерины (она собиралась выйти в своих коронных спектаклях «Дон Кихоте» и «Снах о Японии», а также показаться в новом для себя и раритетном для Москвы па-де-де из «Сильвии»), ее коллег (американские танцовщики танцевали фирменного Баланчина, а русские излюбленные классические па-де-де), Большого театра (труппа выступила в первом акте «Дон Кихота», который называют «самым московским балетом»), хореографа Алексея Ратманского, поставившего для балерины несколько спектаклей, и продюсера Ананиашвили фирмы «Постмодерн-театр» (в финале вечера была показана их совместная работа «Сны о Японии»). Ананиашвили никогда не боялась профессиональной конкуренции, потому пригласила на свой юбилей звезд двух театров, которые считает родными, Большого и АВТ (American Ballet Theatre): Андрея Уварова, Марию Александрову, Сергея Филина, Инну Петрову, Анастасию Горячеву, Дмитрия Гуданова, Юрия Клевцова, Палому Эрреру, Хосе Мануэля Карреньо, Джузеппе Пиконе. В первом акте «Дон Кихота» юбиляршу заменила Анна Антоничева, в баланчинском па-де-де из «Сильвии» Палома Эррера, а в «Снах о Японии» партию Ананиашвили поделили Анастасия Яценко и Мария Александрова. Все они выдавали двухсотпроцентные результаты. Труппа Большого театра, которую в сентябре не смогли вдохновить заезжие гости на фестивале мировых звезд, с первых же минут танцевала «Дон Кихота» на предельном накале. Анна Антоничева, забыв свою сомнамбулическую природу, решительно накручивала пируэты. Мария Александрова знойно поводила плечами, шикарно соблазняя Тореадора в «Дон Кихоте», а потом победительно вколачивала фуэте в «Снах о Японии». Сергей Филин фиксировал античную красоту аттитюдов и порхал, бесшумно приземляясь, в па-де-де из «Сильфиды». Злые языки, все время подозревающие, что Москву кормят звездами второго сорта, тоже могли быть удовлетворены: Палома Эррера, что строила идеальные арабески на волшебно выгнутых стопах в Па-де-де на музыку Чайковского, Хосе Мануэль Карреньо и Джузеппе Пиконе, едва не провертевшие своими надежными вращениями дырки в планшете сцены, на самом деле являются премьерами самого звездного балетного театра мира АВТ. Однако того чувства всеобщего подъема, который бывает на спектаклях с участием самой Нины Ананиашвили, все равно не возникло: в зале, который был переполнен съехавшимися со всего мира директорами балетных компаний, критиками и просто балетоманами, царила скорее траурная, чем праздничная, атмосфера. Как оказалось, гораздо более молодые, физически и эмоционально менее изношенные звезды нынешнего поколения способны удивить трюками или даже проникновенным рассказом о страданиях или радостях каких-то принцев и принцесс без роду и племени. Но они не умеют создать то ощущение электрических разрядов, ради которых приходят в театр зрители. Нина Ананиашвили осталась последней на мировой сцене активно действующей звездой уходящей эпохи. В Лондоне ей дарит свои балеты Кеннет Макмиллан, на юбилей она получает мехового лебедя от парижской компании Yves Delorme, 150 лет интересовавшейся только постельными принадлежностями, а ее наряды от Ямамото обсуждают парикмахерши в московских салонах красоты. Но слава Ананиашвили завоевана не агрессивными рекламными кампаниями, не скандальными романами и не участием в эстрадных шоу без разбору. Свое имя она заработала международными балетными конкурсами, став рекордсменкой по числу завоеванных на них золотых медалей (их у балерины четыре). Главными партиями в спектаклях Большого театра (их несколько десятков). Участием в постановках Баланчина в его труппе New York City Ballet, в которой они с Андрисом Лиепой стали первыми зарубежными приглашенными солистами за всю историю. Выступлениями с Датским Королевским балетом, Королевским балетом Великобритании, Мариинским театром, Королевским балетом Швеции, театром Ла Скала, Хьюстонским балетом. И почти десятилетним сотрудничеством с АВТ. |