Музыкальная критикаНебеса на прежнем местеИскусство тайваньской труппы Cloud Gate, расчетливое и безошибочное, завораживает. Только этим можно объяснить, что Чеховский фестиваль привозит компанию в Москву третий раз подряд![]() Ведомости / Понедельник 08 июня 2009 В переводе с английского cloud gate — «небесные врата», название национального китайского танца, традиция которого насчитывает несколько десятков веков. С ним и идентифицирует себя театр из Тайваня, в 1973 г. первым на исторических китайских землях начавший приживлять западный современный танец. С тех пор Cloud Gate отметился чуть ли не на всех знаковых фестивалях в Европе и Америке. Приняв обязывающее имя, этот театр танца объединил уходящую вглубь тысячелетий философию с современной формой. «Курсив», одну из трех частей которого привезли на этот раз в Москву, навеян старинными китайскими манускриптами, в которых хореографа и лидера Cloud Gate Хвай-мин Лина вдохновила красота иероглифов. Эти росчерки, больше напоминающие кропотливо выполненные графические полотна, стали декорацией спектакля. Танцовщики, запаянные в маленькие окна света на полу, кажутся продолжением этих задников. Одетые в черную униформу, соединяющие вязкость туши и отточенность пера, они превращены хореографом в знаки, таинственные иероглифы, то существующие по отдельности, то образующие сложнейшую вязь. Их движения — торжество восточных единоборств, военный лаконизм которых смягчен театральностью европейской подачи. Виртуозность Хвай-мин Лина напоминает мастерство композиторов бельканто: от кантилены танцевальной фразы, льющейся беспрерывным потоком и демонстрирующей изумительную выверенность групповых комбинаций и редкое индивидуальное мастерство исполнителей, захватывает дух. Сложная композиция выдает тщательно усвоенные уроки Марты Грэм, а невероятные положения тел в пространстве — близкое знакомство с экспериментами Мерса Каннингема. «Курсив», как любая другая постановка Хвай-мин Лина, лишь на первый взгляд кажется бессюжетной: любой спектакль Cloud Gate — это вопросы соотношения времени и вечности, неопытности и совершенства, суетного и отстраненного. Все то, что завораживает Запад при взгляде на Восток. Благодаря этому за 36 лет тайваньский театр превратился в самую желанную и узнаваемую азиатскую танцевальную компанию. Но его рецепт доведен до такого универсального совершенства, что спектакли Cloud Gate кажутся единым балетом в неизмеримом количестве частей. В этой прекрасно организованной системе движение бесконечно, но лишено того развития, которое может быть плодотворно для наблюдателя со стороны. Поэтому регулярные визиты Cloud Gate хотя и сопровождаются каждый раз солидными овациями, не оставляют никакого отпечатка на реальности российской хореографии — ни курсивом, ни скорописью. Любимчики Современная хореография на фестивале представлена его завсегдатаями. Пина Бауш везет практически легендарные «Семь смертных грехов» 1976 г. Зато Мэтью Боурн едет с «Дорианом Греем» – премьерой прошлого сезона. |