Музыкальная критикаВы потанцуйте, мы похлопаемНа десятом году существования весенний балетный фестиваль в Санкт-Петербурге оказался уравновешенным и бессобытийным![]() Ведомости / Вторник 27 апреля 2010 Три длиннющих отделения финального гала-концерта с двумя огромными антрактами почти не сказались на заполненности зала: в Петербурге привыкли отдаваться балету безоглядно, с ощущением приобщения к великому искусству. Вежливо встретили одноактное «Бессмертие в любви» Новосибирского театра оперы и балета — в последнее время труппа прописалась на фестивале в качестве постоянной приглашенной, потому что ею руководит экс-звезда Мариинки Игорь Зеленский. Потом отдали должное солистке Гамбургского балета Элен Буше — крепкая танцовщица экспрессивно солировала в баланчинских «Рубинах», выручив театр, когда отменился дебют в спектакле Натальи Осиповой из Большого. В третьем отделении с воодушевлением аплодировали приме из Королевского балета Великобритании Алине Кожокару — эта крошка с даром трагедийной актрисы стала любимицей Петербурга и старается не пропускать фестиваля, даже если приходится ограничиться, как в этот раз, 10-минутным выступлением. А под конец расщедрились на овации местным любимцам, хотя Ульяна Лопаткина танцевала «Танго» Никола Андросова, которое способно украсить лишь концерт самодеятельности, Виктория Терешкина была блистательна, но уже привычна в Классическом па-де-де на музыку Чайковского, а Ирма Ниорадзе и Илья Кузнецов в «Кармен-сюите» повторили собственную «Шехеразаду». Так же весомо и в целом бессобытийно выглядел весь фестиваль-2010. Созданный бывшим руководителем балета Мариинского театра Махаром Вазиевым и его помощником Павлом Гершензоном фестиваль когда-то ловко совмещал множество разнообразных задач — от заполняемости зала промозглой питерской весной и обеспечения партнерами первоклассных мариинских див до утверждения безусловного лидерства в мировом классическом балете. Но, вероятно, главным за первые годы фестиваля оказалось расширение наших представлений о современном балете. Там, где теперь прописалась новосибирская труппа (интересная и обладающая яркими, не похожими друг на друга балеринами, но пока не определяющая путей мирового балета), выступали NDT — театр Килиана, Гамбургский балет Ноймайера, Большой театр. В гости звали не милых людей и сильных танцовщиков, а артистов, менявших облик современного искусства. Структура «Мариинского» изменений не претерпела. Он открывается премьерой — и в этом году «Анна Каренина» Алексея Ратманского казалась самым живым, спорным и перспективным событием фестиваля. Продолжается традиционными классическими постановками, в которых петербургские танцовщики составляют дуэты с приглашенными звездами, — в этой части выделялось выступление берлинской звезды Полины Семионовой — давящую монументальность «Ромео и Джульетты» Лавровского ей удалось преобразовать в спектакль о невесомости духа, обретающего в любви неодолимую силу. Разбавляется факультативными новинками — на этот раз вечер New Generation состоял из водянистых постановок трех хореографов, комплиментом лучшему из которых будет хорошее знание европейского балетного контекста и отличное использование внешних данных балерины Екатерины Кондауровой. Но если судить по фестивалю «Мариинский», мировой балет застрял в начале 2000-х, нет ни хореографов, ни танцовщиков, способных конкурировать с поколением Ратманского — Лопаткиной — Малахова. Но есть публика, все еще забивающая до отказа все выбоинки и щели Мариинского театра в дни фестиваля и ждущая от балета нового слова. Вершины Итан Стифел, представитель баланчинской школы, на первом фестивале станцевал Аполлона, Йохан Кобборг из Королевского балета Великобритании представлял традицию английского драмбалета в советской версии «Ромео и Джульетты», изысканная француженка Аньес Летестю представляла созданное для ее мэтра Иветт Шовире Классическое па-де-де на музыку Обера, а молодая солистка Большого Наталья Осипова с московской удалью разжигала академические кущи питерского «Дон Кихота». |