Музыкальная критикаХолод в версальском паркеВслед за уложенными в вечер одноактных балетов спектаклями Лифаря, Ролана Пети и Бежара, прошедшими выдержку десятилетий, парижане показали в Москве «Парк» — премьеру 1994 г., поставленную специально для труппы Opera Анжеленом Прельжокаже...![]() Ведомости / Четверг 17 февраля 2011 Вслед за уложенными в вечер одноактных балетов спектаклями Лифаря, Ролана Пети и Бежара, прошедшими выдержку десятилетий, парижане показали в Москве «Парк» — премьеру 1994 г., поставленную специально для труппы Opera Анжеленом Прельжокажем, одним из главных балетных авангардистов. Буквально со дня мировой премьеры балет Прельжокажа был зачислен в разряд современных шедевров: он был зафиксирован на DVD, фрагменты из него регулярно исполняют в гала-концертах мировые звезды, а через месяц с небольшим спектакль появится в репертуаре еще одного академического монстра — Мариинского театра. Но в зале Большого «Парк» утратил свою безусловную репутацию. Нет, полуторачасовое размышление о природе любви не потеряло своего несокрушимого обаяния: живая музыка Моцарта, хотя и в нарезке, прекрасно соединяется с роскошными костюмами Эрве Пьера, минималистской сценографией Тьерри Лепруста и впечатляющим светом Жака Шатле, и весь этот микст образует роскошную раму для эмоциональных фантазий Прельжокажа. Однако потрясающе эффектный финальный дуэт с рекордно долгим поцелуем безостановочно кружащихся главных героев, неоднократно виденный в Москве, не способен удержать конструкцию трехактного (но идущего без антракта) балета. Ностальгия Прельжокажа по «галантному веку» вызывает к жизни тени Шодерло де Лакло и мадемуазель де Скюдери, Мариво и мадам де Лафайет. Их прихотливость он переводит на «французский балетный» язык завораживающей игрой ног, преимущественно стоп, в которой французы не знают себе равных, разнообразными комбинациями семи мужчин и восьми женщин и многочисленными манипуляциями со стульями. Зрительское внимание концентрируется, но не настолько продолжительно, как все на том же финальном поцелуе. Возможно, причина не только в Прельжокаже — вопреки расхожему впечатлению современная хореография зависима от исполнителей гораздо больше, чем Петипа и Баланчин. Но вдохновлявшие когда-то постановку Изабель Герен и Лоран Илер уже не танцуют, и их место в Москве заняли Изабель Сьяравола и Карл Пакетт. Они отработали спектакль с традиционной французской тщательностью и самоотверженностью, а от балерины в финальных сценах невозможно было оторвать глаз. Но для обоих это был дебют в «Парке», и версальские кущи выглядели достаточно необжитыми, чтобы признать в них мировой хит Эксперименты Ежегодно практически половину балетного репертуара Opera National de Paris составляют постановки наших современников. В этом сезоне это три балета Ролана Пети, два – Матса Эка, мировые премьеры Уэйна Макгрегора и Анны Терезы де Кеерсмакер, восстановление «Детей райка» Жозе Мартинеза, постановки Пины Бауш и Триши Браун. Следующий парижский сезон откроется мировой премьерой нового балета Алексея Ратманского. |