Музыкальная критикаАфриканское счастьеАмериканский театр танца Элвина Эйли не выступал в Москве с советских времен. За 20 с лишним лет труппа сменила не только руководителей и танцовщиков, но и направление![]() Ведомости / Понедельник 04 июля 2011 Гастроли, проведенные при поддержке посольства США, шли под маркой Dance Inversion. В конце 1990-х этот фестиваль был одним из главных событий в области хореографии, но по разным обстоятельствам оказался замороженным почти на 10 лет. Теперь Dance Inversion возрождается и в следующем сезоне представит проекты один соблазнительнее другого. Опередившая всех труппа Элвина Эйли — одна из старейших компаний современного танца — показала в Москве две большие программы. Свое наследие американцы блюдут не менее тщательно, чем наши балетные театры: почти наполовину гастрольные программы состоят из постановок Эйли, а весь летний европейский тур театра посвящен 50-летию легендарных «Откровений». Спектакль стал знаковым и благодаря своему содержанию — это был уникальный танцевальный плакат в честь афроамериканской культуры, — и благодаря совершенной форме, изумительную пластичность расы сочетающей с лаконичной, но выразительной хореографией. Перед живым исполнением «Откровений» пускают видео, в котором о постановке рассказывает сам Эйли, а его речь перемежается записью спектакля, в котором танцует он сам и его артисты первых наборов. Рассказ Эйли и сопровождающая его хроника жизни деревень американского Юга важны для понимания контекста. Но они вместе с кадрами первых исполнений провоцируют тот же эффект, что и записи великих русских балерин перед посвященными им юбилейными спектаклями: жизненной силой и правдивостью убивают с технической точки зрения, может, и более совершенных современных танцовщиков, чаще всего воспроизводящих лишь форму старых постановок. Таковы и работы современных хореографов, сотрудничающих с театром Эйли. Каждый из них с помощью мощных точеных тел составляет не песню протеста или страстную молитву, а эффектный дискотечный калейдоскоп. Танцовщики легко вьются во вращениях и прыгают из самых немыслимых позиций. Но задержаться в репертуаре на полвека имеет шанс разве что «Охота» Роберта Баттла, который сумел объединить набор уникальных кульбитов сакральным смыслом. В этом спектакле танцовщики, вероятно, и сами ощущают, что хореограф способен придать новый смысл их профессиональной деятельности: именно Баттл во время гастролей в Москве был объявлен новым художественным лидером Американского театра балета Элвина Эйли. |