Музыкальная критикаАдрес статьи: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/1459855/starye_pa_novyj_syuzhet Гастроли Ла Скала в Москве: красивые итальянские ноги научились танцевать БаланчинаВслед за раритетным «Эксельсиором» итальянцы показали на сцене Большого театра еще одну редкость — полнометражный сюжетный спектакль Баланчина «Сон в летнюю ночь», до этого не доезжавший до России![]() Ведомости / Четверг 22 декабря 2011 Несколько десятилетий балетная труппа Ла Скала была сосредоточена на постановках Ролана Пети, Кеннета Макмиллана и прочих деятелей европейского драмбалета: итальянская публика, совсем как русская, приходит в театр пострадать и отвлечься от реальности. Баланчин с его эстетством был для нее не самой желанной приманкой. Тем не менее миланцы бесповоротно из сферы интересов его не выбрасывали, и в Ла Скала время от времени шли и«имперские» спектакли Баланчина, и его «черно-белый» авангард. Но больше всего ожиданиям зрителей, ценящих оперный накал эмоций, соответствует «Сон в летнюю ночь». Нельзя сказать, что этот балет относится к числу не оцененных в наследии Баланчина. Он регулярно появляется в репертуаре New York Ciry Ballet, всплывает в других американских компаниях и даже записан на DVD. Но европейцы обычно предпочитают варианты Эштона или Ноймайера — подробные, тягучие и респектабельные. Версия Баланчина совсем другая. Она, хотя на хрестоматийную музыку Мендельсона, проскакивает шекспировскую историю за два часа. Сюжет вроде бы на месте: есть афинский двор — и волшебный мир, есть Ипполита — и Титания, Тезей — и Оберон, а также Гермия, Елена, Деметрий, Лизандр, Пэк и Осел. Есть нелепая путаница миров и трогательность отношений. И все же Баланчину не удается скрыть, что ему гораздо интереснее поставить гран-па бабочек, в котором несколько групп то сливаются, то распадаются, но меняют численность и конфигурацию. Баланчин явно мучается с квартетом влюбленных. Зато с изяществом своего предшественника Петипа отодвигает от Титании Оберона и запускает ее длиннейшее и красивейшее адажио с безымянным кавалером. И не беда, что подобное поведение в шекспировской системе координат породило бы трагедию, — балетная композиция так выглядит стройнее. А хореография «Сна в летнюю ночь» соответствует уровню Баланчина. Единственным упреком может служить лишь то, что большая часть напоминает другие его балеты, но это нисколько не мешает, например, триумфальному шествию по миру «Темы с вариациями», которая в концентрированном виде повторяет «Симфонию до мажор», или «Агона» — лаконичного перепева «Четырех темпераментов». Финальный же акт «Сна», свадьбу, вообще можно исполнять как отдельный балет — это гран-па в лучшем проявлении этой формы. Артикулировать его сияющую чистоту труппе Ла Скала непросто. Но в отличие от предыдущих гастролей 10-летней давности сегодня компания выглядит современно: удлиненные линии, красивые ноги, говорящие стопы. Па-де-бурре еще предательски морщат, но пируэты уже не вгоняют кордебалет в панику. Если труппе удастся сохранить динамику развития, через пять лет она может станцевать в Москве и Петипа. |