Музыкальная критикаАдрес статьи: http://www.vedomosti.ru/friday/article/2013/03/01/26721 Невеста-лунатикВ Большом театре ставят шедевр бельканто — оперу Винченцо Беллини «Сомнамбула»Ведомости / Пятница 01 марта 2013 Девушка, живущая среди альпийских лугов, готовится выйти замуж за своего любимого. Молодые люди поют нежный дуэт о том, что скоро соединятся навсегда, и неохотно расстаются на ночь. Ночью наша героиня впадает в сомнамбулическое состояние и, повторяя имя жениха, путешествует по гостиничным коридорам, пока не забредает в комнату чужого мужчины. У того нет никаких лишних мыслей, но все равно разражается скандал. Невесту будят, а бедная сама ничего не может объяснить. Свадьба грозит расстроиться. Мотив раздвоения личности в романтических произведениях встречается в каждом втором сюжете: «Двойник» Достоевского, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона, «Лебединое озеро» Чайковского. Опера Беллини «Сомнамбула» (1831) — одно из первых романтических сочинений на эту тему, она родная сестра балетов «Сильфида» и «Жизель», в которых земное существо вдруг превращается в потустороннее или же сосуществует рядом с земными. Но если Жизель или, скажем, Русалка (еще один любимый образ романтиков) были обмануты коварными возлюбленными, то альпийская Амина вполне счастлива со своим женихом. Просто ей, в отличие от него, ведом иной, высший мир, в котором и протекает ее истинная жизнь. В заключительной сцене Амина, к ужасу собравшихся, идет по карнизу, исполняя арию об увядшем цветке. Опера заканчивается хорошо — недоразумение счастливым образом выясняется, диагноз принимается как данность, жених и невеста снова обретают друг друга наяву. И все же остается чувство, что мы вместе с Аминой побывали в горних высях, а теперь спустились на землю. Героиня оперы Беллини возносит нас в небеса неотмирно прекрасным голосом: «Сомнамбула» — зенит оперы бельканто, вся суть которой выражена в виртуозном пении. В Большом театре такие оперы до сих пор ставить побаивались, и совершенно резонно — их некому было исполнять. Теперь же, с оглядкой на филармонию, где концертные исполнения опер бельканто с приглашенными звездами превратились в регулярную практику, и Большой решил поступить тем же способом. Опера ставится на Лору Клейкомб: именно она споет Амину в премьерном составе. Американская певица памятна еще по Конкурсу Чайковского 1994 года, а в последние годы она не раз бывала в Московской филармонии, где пела и «Лючию ди Ламмермур» Доницетти, и «Сказки Гофмана» Оффенбаха (все три роли), и множество арий в самых разных стилях. Жениха — Эльвино — споет уроженец ЮАР Колин Ли. Его бравые верхние ноты мы тоже слышали в Зале им. Чайковского, когда он пел в опере Россини «Дева озера». Приглашенным из-за рубежа гастролером можно считать и поющего на главных оперных сценах мира Николая Диденко — этому басу надлежит исполнить хорошо воспитанного графа, к которому в номер негаданно забрела невеста-лунатик. Рядом с гастролерами заявлены и подросшие за последние годы молодые солисты Большого: например, в очередь с Лорой Клейкомб главную партию поет Ульяна Алексюк, а у Амины есть еще соперница Лиза, чья роль — тоже колоратурная — отдана Анне Аглатовой и Нине Минасян. Мы едва не забыли второго Эльвино — это французский тенор Матиас Видаль. А маэстро — хорошо знакомый Энрике Маццола, итальянский дирижер испанского происхождения. Ему не впервой выступать в Москве, а опера бельканто — его конек. Спектакль, вероятно, понравится тем, кто ценит хороший театр, но не любит резких решений. Оперу Беллини ставит 82-летний мэтр Пьер Луиджи Пицци, художник, работавший еще со Стрелером, и сам знаменитый оперный режиссер. «Сомнамбула» — пример внедрения системы «стаджионе» (когда премьерные спектакли идут блоком по несколько представлений), которую Большой теперь применяет с тем же успехом, что и большинство крупных оперных домов мира. 6-10, 14-15 марта, Театральная пл., 1, www.bolshoi.ru |