Музыкальная критикаАдрес статьи: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/15107861/eto-silnaya-muzyka-pochemu-kritiki-morschat-nos Дирижер Инго Метцмахер об опере «Гавейн»: Это сильная музыка - почему критики морщат нос?«Вагнер тоже длинен, но ведь мы не жалуемся», — аргументирует маэстроВедомости / Понедельник 12 августа 2013 Особенность новой постановки — огромный оркестр: со столь сложной оперой малым составом не справиться. — Видел вас перед премьерой с партитурой «Гавейна» в руках, было ощущение, что ноша не из легких. — Да, учить почему-то было тяжело. Я уже играл Бертиустла раньше, тоже была нелегкая музыка. Она немного темная, мрачная, в ней порой мало света, но хорошо сделана, точно с точки зрения рассказываемой истории. Мне понравился подбор участников и то, что все происходило в бывшей школе верховой езды. В обычном театре «Гавейн» умещается с трудом. Антонио Паппано, который слушал оперу в «Ковент Гарден», сказал, что не узнал музыки: она стала более прозрачной, не такой массивной. — Вы уже в третий раз дирижируете в этом огромном зале, где ударные размещают на боковых стенах. Тяжело следить за оркестром? — Получается что-то вроде звуковой инсталляции. В современной музыке многое звучит слишком массивно в привычных концертных залах, оркестр полезно разбивать. При переносе из этого зала в другой возникают трудности — мы столкнулись с этим в «Ла Скала», где показываем «Солдат» Циммермана. — Как работалось во второй раз с Алвисом Херманисом? Чья это была инициатива? — Перейра (интендант Зальцбургского фестиваля. — «Ведомости») попросил его. Он быстро согласился. — Удобно ли работать с начинающим оперным режиссером? Можно ли им манипулировать? — Херманисом?! Нет. Он четко знает, чего хочет. Пару раз я что-то предложил, он выслушал и сделал по-своему. Он много и внимательно слушает музыку, извлекает идеи из нее самой — это редкий тип режиссера. У него, правда, нет музыкального образования, и он не читает партитуру, но кто из режиссеров сегодня это может? Его решения неожиданны и немного загадочны. Я хотел бы с ним еще поработать. — Есть совместные планы? — Договорились о премьере во Франции. Я предлагал еще проекты, он отказался. — «Гавейн» заменил собою оперу Дьердя Куртага, которая еще не закончена… — Я знаю Куртага и его манеру по пять-десять раз перерабатывать написанное. Потому заранее предложил подстраховаться и подумать об альтернативе (в итоге так и получилось: Куртага Люк Бонди будет ставить через два года). Составили список из нескольких названий, в итоге остановились на Бертуистле. Это сильная музыка — почему критики морщат нос? В партитуре нет ни одной лишней ноты. Музыканты и публика в восторге. Говорят, она недостаточно драматична — но что тогда сказать о третьем акте «Мейстерзингеров»? О Вагнере все молчат, зато современникам достается по максимуму. Это нечестно — завышать планку и не давать шансов композиторам, даже очевидным мастерам. Но таково наше время. — Зимой вы вновь выступите в Москве на фестивале РНО. Что в программе? — Erwartung Шенберга и Третья симфония Брамса. Отношения между ними мне кажутся очень интересными. |