Музыкальная критикаНа фестивале в Брегенце сыграли «Американскую Лулу»Австрийский композитор Ольга Нойвирт перелицевала незавершенный шедевр Альбана БергаВедомости / Вторник 20 августа 2013 Премьерой фестиваля в Брегенце стала опера современного австрийского композитора Ольги Нойвирт «Американская Лулу». Впервые ее увидели в 2012 году зрители берлинской «Комише опер» в постановке Кирилла Серебренникова (в качестве одного из драматургов тогда выступал Сергей Невский). Перед премьерой разгорелся нешуточный скандал по поводу авторских прав — партитура Берга стала общественным достоянием еще в 2007-м, но один канадский художник пытался (безуспешно) оспорить право на идею, которую осуществила Нойвирт. Та переработала и по новой инструментовала оба акта «Лулу» Альбана Берга — для джазового ансамбля. Изменено и либретто. К нему Нойвирт добавила уже ею созданный третий акт. В Брегенце «Американскую Лулу» ставил с оркестром Шотландской оперы (дирижер Джерри Корнелиус) Джон Фулджеймс. Сцена ему досталась маленькая, буквально пятачок перед оркестром в репетиционном зале Брегенцского фестиваля. Но Фулджеймс развернулся вовсю, удачно используя вместо декораций фотопроекции. Позади виден оркестр, где между музыкантами перемещаются певцы. Нойвирт перенесла действие в послевоенную Америку. Движение за гражданские права 60-х — фон истории. Из Нового Орлеана 50-х в Нью-Йорк 70-х — такой путь совершает Лулу (яркая в музыкальном отношении работа Энджел Блю). В итоге чернокожая Лулу (как и еще пара героев, она поменяла расу) становится дорогой проституткой, многие из ее богатых клиентов зависят от ее связей и знакомств. По ходу дела происходит масса смертей и убийств, на поклоны исполнители выходят в окровавленных рубашках. Среди них пара новых персонажей, которых не было у Берга, — например, поющая блюз Элеонора (Джеки Денуорт) заменила графиню Гешвиц. Аплодисментов много: идущая час сорок опера смотрится и слушается легко. В третьем акте слышен регтайм, в оркестре — электрогитара, cаксофон и даже особый паровой орган, который раньше, говорят, был широко распространен на Миссисипи. Нойвирт известна своим пристрастием к качественным первоисточникам. Одна из ее опер написана на либретто Эльфриды Елинек, другая — по мотивам фильма Дэвида Линча «Шоссе в никуда». Классики кино и литературы дополнились теперь классикой музыки. Постигнет ли «Американскую Лулу» та же слава, что и оригинал Берга, станет понятно не скоро. Пока лишь известно, что оперу Нойвирт в будущем году ожидает третья постановка — на этот раз в Театре An der Wien. |