Музыкальная критикаЧечилия Бартоли блеснула в «Норме»Сюжет зальцбургской постановки перенесен в годы Второй мировойВедомости / Пятница 30 августа 2013 «Норма» Винченцо Беллини ставилась не для большого, летнего, но для Троицына фестиваля в Зальцбурге, которым руководит Чечилия Бартоли. Неудивительно, что она исполняет заглавную партию. Удивительно было бы, если бы нашли кого-то ей равноценного: петь Норму стремятся немногие — слишком сложно и накладно для голоса. Бартоли сама занималась кастингом певцов (для остальных опер Зальцбурга исполнителей отбирает дирекция), она пригласила очевидно талантливых людей в расцвете творческих сил. Уж если блистать, так в компании равных. Правда, сама Бартоли распелась только ко второму акту. Знаменитая ария Casta diva кажется суховатой — может, потому, что для постановки использовано новое критическое издание оперы Беллини, где Норма уже меццо-сопрано, а не драматическое, как Каллас? Бартоли начинает петь Casta diva сидя и лишь затем встает. Вообще многое поется сидя — режиссеры Моше Ляйзер и Патрис Корье не особенно милосердны к певцам, хотя и работают с Бартоли не первый раз. В прошлом году они поставили для нее генделевского «Юлия Цезаря в Египте». Действие происходило на современном Ближнем Востоке, нефть и деньги были главными моторами спектакля. Сюжет «Нормы» перенесен в годы Второй мировой войны (в программке много кадров из фильма Роберто Росселини «Рим — открытый город»). Норма — дочь не верховного жреца друидов (Оровеза поет Микеле Пертузи), но руководителя группы французского Сопротивления, да и Поллион (блистательная работа американского тенора Джона Осборна) — не римский проконсул в Галлии, а офицер муссолиниевской армии. С таким ярким составом исполнителей мало что сравнимо в нынешнем Зальцбурге. Чего стоит хотя бы новая возлюбленная Поллиона Адальжиза в исполнении мексиканского лирического сопрано Ребекки Ольверы! У нее большое будущее. Оркестр La Scintilla играет не рутинно, но увлеченно. С дирижером Джованни Антонини, руководителем ансамбля Il Giardino Armonico, Бартоли выступает постоянно. Для «Нормы» тот использовал оригинальные инструменты эпохи Беллини, но публика в восторге не только от этого. Зальцбург |