Музыкальная критикаВ Зальцбурге сыграли оперу «Так поступают все» Моцарта: С плеча соседаВпервые на фестивале появился заимствованный спектакль — из ЦюрихаВедомости / Вторник 03 сентября 2013 В Зальцбурге — судя по всему, впервые в истории фестиваля — показывают чужой спектакль, поставленный к тому же неподалеку — в Цюрихе в сезоне-2009/10. Сохранились почти все исполнители и почти вся режиссерская концепция оперы Моцарта и его лучшего либреттиста Да Понте «Так поступают все». Эрик-Свен Бехтольф рассказывает о грандиозной психологической провокации, устраиваемой доном Альфонсо (Джеральд Финли), как занимательный анекдот. Спор, одинаково ли неверны все женщины, приводит к появлению любовного четырехугольника. Два офицера, Гульельмо (Лука Пизарони), Феррандо (Мартин Митеруцнер), и их невесты Дорабелла (Мари-Клод Шапиус) и Фиордилиджи (Малин Хартелиус) создают крепко спаянный квартет по шведскому типу — в том числе в музыкальном смысле (не всегда в нем находит свое место лишь Митеруцнер). Иногда он превращается в спаянный секстет — благодаря Альфонсо и Деспине (яркая во всех отношениях партия Мартины Янковой). Возможно, у них тоже роман — намеков хватает, доказательств ноль. Художники Рольф и Марианна Глитенберг построили величественную оранжерею. Меняется только мебель да в антракте исчезает бассейн, где поначалу сверкают белизной тел невесты. Пространство остается на откуп режиссеру, устраивающему полноценную комедию. Можно смотреть, а можно слушать: милые и непритязательные шутки не достигают уровня Да Понте. После окончания фестиваля эту постановку вновь покажут в Цюрихе. Говорят, отличие там одно — в финале дон Альфонсо не выпивает по ошибке яд (на фестивале он умирает). Раньше Зальцбург не позволял себе перенимать готовые спектакли — тем более что за последние 13 лет это уже четвертое здесь Cosi fan tutte, публика вправе ждать оригинальной концепции. Но ей предложили съедобный продукт без выраженного вкуса. На премьере букали и режиссеру, и дирижеру Кристофу Эшенбаху. Тот заменил объявленного поначалу Франца Вельзера-Мёста, дирижировавшего в Цюрихе и не сошедшегося теперь с Перейрой во взглядах на число репетиций и утренний спектакль, — Вальзер-Мёст не играет по утрам. Как чуял — и поступил не как все. Отказался от Зальцбурга. |