Музыкальная критика«Русалка» Дворжака поставлена во Франкфуртской опере бережноБерегли и музыку, и бюджет театраВедомости / Вторник 15 октября 2013 Большие залы музея природы: просторные витрины, научная библиотека, объемные инсталляции. На картине на центральной стене посреди лесных зарослей грустит красивая девушка. На нее как зачарованный смотрит молодой человек. Это русалка и влюбленный в нее принц. Действие оперы Антонина Дворжака «Русалка» перенесено в наши дни, когда мало кто верит в водяного и бабу-ягу. В опере Франкфурта сказочных персонажей сохранили, перенеся действие не только во времени, но и в пространстве. Музейные залы заменили и болотные топи, и дворец принца, где было место его свадьбы с русалочкой. Но голландский режиссер Джим Лукассен радикально изменил акценты. В его версии происходящее определяют фантазии Русалки (блистает польское сопрано Аманда Маески). Она придумала любовь в мире, где романтические чувства давно превратились в музейный экспонат — метафора музея природы позволяет увидеть в нем и музей исчезнувших эмоций. Даже сцена свадьбы, самая, казалось бы, трогательная в опере, оказывается лишь открытием нового зала палеонтологии. Принц (не самая выразительная работа венгерского тенора Золтана Ндьяри) торжественно разрезает красную ленточку — и продолжает веселиться с Княжной (меццо-сопрано Таня-Ариана Баумгартнер). Русалка же выходит в наряде невесты (художница по костюмам — Амели Сатор), чем вызывает удивление и насмешки. Лишь поддержка Водяного (успех нашего соотечественника баса Миши Шеломянского) спасает ее от чувства окончательного поражения в этой жизни. «Русалка» — копродукция нескольких европейских театров, впервые ее показали в 2010-м в Лотарингии. Версия франкфуртцев типична для них — живая, с молодыми и талантливыми, но еще мало известными певцами, с фантастически точным оркестром под управлением главного дирижера театра Себастьяна Вайгле. Это фирменный стиль интенданта Бернда Лебе — открывать новые имена и не разбрасываться бюджетом. Бережливость не мешает театру уже многие годы получать престижные награды европейских критиков — искусство, которому позавидуют многие. Весной журнал Opera назвал франкфуртцев лучшей оперой мира, они обошли московских коллег из Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. |