Музыкальная критикаАдрес статьи: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/20219721/sotni-klassikov-obnyali-yubilyara Сотни классиков обняли юбиляраВ Петербурге пышно отметили 75-летие Юрия ТемиркановаВедомости / Понедельник 16 декабря 2013 Юбилейные ритуалы втискивают в жесткие рамки даже самые яркие художественные манифестации, подчиняя их неумолимому ритму поздравлений и славословий. Не был исключением и гала-концерт в честь Юрия Темирканова — выдающегося дирижера, вот уже четверть века возглавляющего Петербургскую филармонию и первый филармонический оркестр. Программа вечера была составлена со вкусом, возможно, потому, что к ней приложили руку Марис Янсонс и сам виновник торжества. Мозаичности избежать не удалось, но это была эффектная мозаика, блещущая красками и калейдоскопом солистов. Как обычно, на призыв Темирканова откликнулись его любимые музыканты, со многими он выступает уже десятки лет. Элисо Вирсаладзе и Наталья Гутман — с ними юбиляр дружит с начала 70-х. Денис Мацуев и Вадим Репин — оба из относительно нового поколения музыкантов, претендуют на звание мегазвезд. Маститый бас Паата Бурчуладзе, юная японская скрипачка Саяка Сёдзи и солистка Мариинского театра Виктория Ястребова довершали картину праздника, в котором опусы Шостаковича и Рихарда Штрауса соседствовали с Моцартом, Чайковским и Гуно. Концерт открылся «Праздничной увертюрой» Шостаковича; дирижировал Марис Янсонс, лишь недавно вернувшийся из турне со своим оркестром «Концертгебау». Увертюра разом задала правильный тонус: плакатная, стремительная музыка будила воспоминания о бодром утре эпохи Советов, о парадах физкультурников, радостно шагающих под плещущими знаменами. Воодушевляющее влияние Янсонса не раз оживляло течение концерта, растянувшегося почти на четыре часа. Вместе с солирующей Элисо Вирсаладзе он выплетал деликатнейшие узоры во второй части Двадцать первого фортепианного концерта Моцарта, всячески стремясь облагородить фразировку оркестра. Музыка, ее смысл и красота затмевали, хоть и ненадолго, формальную сторону события. А когда Янсонс заиграл с оркестром Филармонии свой коронный номер — Сюиту из «Кавалера розы» Штрауса, вальсовая стихия Вены захлестнула зал. Однако, аккомпанируя Денису Мацуеву в фортепианном концерте Шостаковича с солирующей трубой, Марису Янсонсу пришлось уступить намерениям солиста. Когда в ложе «Б» появился Владимир Путин (приехавший лично поздравить юбиляра и вручить ему орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени), Мацуев выдал очередной образец маскулинной игры, в которой главной ценностью являются сила и скорость: чем быстрее, тем лучше. Ноты слипались в кашу, пальцы не всегда точно попадали по клавишам, но это было ничего: главное — сразить зал наповал скорострельностью игры. Концерт вели попеременно два дирижера — Янсонс и Николай Алексеев. Второй дирижер ЗКР корректно аккомпанировал Виктории Ястребовой, спевшей арию Маргариты «с жемчугом» из оперы Гуно «Фауст»: голос ее звучал довольно вяло, блекло, а темпы, взятые дирижером, были нарочито замедленными. С Алексеевым выступил и Паата Бурчуладзе — как и следовало ожидать, он выбрал беспроигрышные «Куплеты Мефистофеля». Завершил вечер грандиозный номер, написанный «на случай»: попурри на тему Happy Birthday для большого оркестра и хора. Ведущий концерт Михаил Швыдкой сообщил, что теперь маэстро Темирканова поздравят композиторы-классики: Верди, Шуберт, Россини, Бизе, Вагнер, Чайковский — и даже Бетховен. Так и случилось: тема незатейливой песенки искусно вплеталась в звучание марша из «Аиды» и мелькала в подголосках увертюры к «Севильскому цирюльнику». Сумрачная тема Вступления к «Неоконченной симфонии» Шуберта неожиданно трансформировалась в вездесущее Happy Birthday, и даже неотступная Тема фатума из Четвертой симфонии Чайковского преобразилась. Апофеоз наступил, когда грянула «Ода к радости» из Девятой симфонии Бетховена — на оригинальный, русский текст. Юбиляра славословили на все лады; правда, слов у хора было не разобрать, но какое это имеет значение? Символ-то какой емкий получился: великие композиторы прошлого наперебой поздравляют ныне живущего дирижера. Лучшего лаврового венка для юбиляра не придумать. Санкт-Петербург |