Музыкальная критикаВ будущем сезоне в Москве появится еще один концертный залМосковская филармония получит в свое управление здание театра в Олимпийской деревнеВедомости / Пятница 17 января 2014 Как считает генеральный директор филармонии Алексей Шалашов, новый зал расширит аудиторию. Продажа абонементов в Олимпийскую деревню на сезон 2014/15 года начнется в марте, пока что их планируется тридцать. Будет много семейных абонементов, цена которых окажется ниже, чем на аналогичные абонементы в Концертном зале им. Чайковского, главной филармонической площадке Москвы. Если учесть еще и платную парковку в центре, экономия выглядит существенной. Зданию в Олимпийской деревне предстоит капитальный ремонт, одним из последствий которого станет улучшенная акустика. Ремонт начнется весной и должен завершиться до зимы. Сейчас здесь располагается Государственный музыкальный театр национального искусства Владимира Назарова. По словам Шалашова, впоследствии он по-прежнему сможет выступать на этой сцене. Помимо акустики нового управляющего зданием ждут вопросы транспорта. Посетители московских городских форумов эмоционально оценивают поездку в Олимпийскую деревню: «Добраться от метро — целая проблема из-за отдаленности, пробок и огромных очередей на наземный транспорт». Зато в выигрыше окажутся жители соседних районов, редко навещающие центр. Но именно в центре, как это принято в городах-миллионниках, расположены главные культурные площадки. Культурная география, сформированная еще до наступления советских времен, давно не отвечает логике современной урбанистики. Опыт мировых столиц показывает, что в социально ориентированном мегаполисе культура центробежна, а не центростремительна. В Париже послевоенных классиков играют в Центре музыки на окраине города, тамошняя Гран-опера дает спектакли в пригороде Бобиньи — все это происходит при распроданных залах (правда, Центр музыки заботится о своих слушателях, предоставляя им после концерта бесплатный автобус до центра города). Иного пути развития нет и у московских властей, даже если опыт децентрализации культуры ждут очевидные трудности. Если почти 90% населения живет вне пределов Садового кольца, то логично делать культурные предложения не только там, где традиционно собраны театры и консерватории, но и на окраинах. Успешный опыт «Оркестриона», репетиционной площадки Российского национального оркестра в Новых Черемушках, ставшей одновременно и концертным залом, доказывает адекватность подобной политики. Рано или поздно ей вынуждены будут последовать и другие города-миллионники. Уже сейчас возможности техники позволяют осуществлять самые неожиданные проекты. Так, Свердловская филармония открывает цифровые концертные залы в самых отдаленных уголках области, куда из-за отсутствия дорог или распутицы порой трудно или невозможно довезти исполнителей. В клубах и библиотеках устанавливаются современные ЖК-панели и аудиосистемы высокого качества. Концерты из здания филармонии в Екатеринбурге транслируются как в записи, так и живьем. Сейчас к этому проекту подключилась и Московская филармония, откуда на Урал будут передавать трансляции столичных концертов. Система советских домов культуры оказалась разрушенной, но никто не отменял задач, стоящих перед государством в сфере культурной политики. Сегодня их приходится корректировать с учетом новой урбанистики и социальных реалий. |