Музыкальная критикаНовая норма: Петер Нойман исполнил Реквием МоцартаМосковский хор Intrada и оркестр Musica viva тоже повели себя как европейцыВедомости / Четверг 13 февраля 2014 Немецкий дирижер Петер Нойман хорошо нам известен, потому что не раз уже выступал у нас, демонстрируя свое строгое и внимательное искусство в исполнении музыки барокко или классицизма. Исполнял он чаще редкости вроде первой редакции «Страстей по Иоанну» Баха или англоязычной оперы Генделя «Ацис и Галатея», да и «Мессию» Генделя, в отличие от Британии, у нас играют не каждый день. Однако на сей раз кельнский маэстро решил угостить нас музыкой, заигранной до тоски, — Реквиемом Моцарта, к которому прибавил Тридцать восьмую («Пражскую») симфонию. В симфонии — ре мажор, в Реквиеме — ре минор, а кончается он и вовсе на неопределенном ре, в средневековом духе: программа цельная и лаконичная. Прозвучала она в сдержанных тонах, без патетики и плаксивости. Петер Нойман прекрасно разбирается в «исторически информированном исполнительстве», но может выступать и с современными камерными оркестрами, к каким относится московский Musica viva. Звучало опрятно, а в интерпретации не было ничего особенного — только европейская норма. И это хорошо: до сих пор подобный стиль у нас был скорее исключением. Теперь к неброскому, но проникнутому взаимослышанием оркестровому стилю можно присоединить такой же вокальный: никаких придирок не заслуживал квартет, состоящий пополам из приглашенных (шведка Мария Кеохане — сопрано, немец Вольф Маттиас-Фридрих — бас) и наших (Дарья Телятникова — альт, Алексей Неклюдов — тенор) певцов. Но главную радость концерта явил собой вокальный ансамбль Intrada под руководством Екатерины Антоненко. Выступавший в солидном хоровом количестве (около 40 участников), этот независимый коллектив показал такую чистоту стиля, ясность красок и свежесть звука, какая может получиться только у хора, одновременно перенимающего современные западные практики и сохраняющего естественные признаки отечественной хоровой культуры. В достойном наборе московских хоровых коллективов Intrada становится одним из лидеров, и неудивительно, что лучшие европейские дирижеры выбирают именно ее. |