Музыкальная критикаЗимний фестиваль Юрия Башмета в Сочи в этом году стал частью культурной программы Олимпийских игрСобытие международного уровня собрало первоклассных солистовВедомости / Вторник 25 февраля 2014 Морская раковина распластала костяные иглы-пальцы на клавиатуре рояля; такой логотип красовался на постерах Зимнего фестиваля искусств, уже в седьмой раз прошедшего в Сочи под руководством Юрия Башмета. Образ, что и говорить, поэтичный: в нем слились музыка, море и причудливая природная форма, неожиданно срифмованная с формой человечьей руки. Шум прибоя, теплые вечера, пение соловьев по ночам… Для фестиваля лучше не придумать: ландшафты города Сочи исключительно дружелюбны к искусству. В этом году лого фестиваля оказался сопряжен с символикой Олимпийских игр: фестиваль Башмета стал важной частью культурной программы Олимпиады. События разворачивались на сцене Зимнего театра. Здание — чистый Парфенон образца 1937 года, памятник большому сталинскому стилю. Театр горделиво возвышается над морем и парком имени Фрунзе, окруженный кольцом пышных пальм. Концерты и спектакли шли одновременно со спортивными состязаниями — впрочем, не очень с ними соотносясь: до кластера «Олимпийский парк» центр Сочи отделяет 80 км. Сам же Башмет при каждом удобном случае не уставал повторять, что Олимпиада пройдет, а фестиваль существовал до нее и будет существовать после. Амбиции артистического директора простираются далеко: на заключительной пресс-конференции Башмет всерьез заявил, что намерен превратить Зимний фестиваль искусств во «второй Зальцбург». Что ж, пожелаем маэстро успеха на этом поприще; главным же залогом успеха станут солидные финансовые дотации. Как известно, бюджет Зальцбургского фестиваля 2013 года — с его сотнями концертов и десятками спектаклей — лишь немного не дотянул до круглой цифры: 60 млн евро. Если взглянуть на афишу Зимнего фестиваля в Сочи, тенденция становится избыточно ясна: организаторы его — Русское концертное агентство — всемерно стремятся к расширению жанровой палитры. Все чаще появляются в программах пограничные формы, кроссоверы, джаз, традиционная музыка, танец, балет, драматический театр. Именно джаз, этно и драмтеатр собирали на фестивале толпы публики, составляя серьезную конкуренцию концертам классической музыки, буквально «отжимая» от классики солидную часть аудитории. На концерте грузинской певицы Нино Катамадзе и ее джаз-ансамбля Insight театр был набит битком. Певица зажигала в обычной для нее непосредственно-ребячливой манере. Гортанный, чуть хриплый тембр голоса с завораживающими грудными обертонами; экстремально мощный эмоциональный посыл; агрессивная жестикуляция и бешеная энергия — все вместе ввергало зал в состояние транса. Фестиваль длился две недели. За это время на сцене Зимнего театра и Органного зала выступил целый букет первоклассных солистов — от Виктора Третьякова, Фазиля Сая и Дениса Мацуева до Сергея Крылова и потрясающего финского пианиста Олли Мустонена. Открывал фестиваль вездесущий «Терем-квартет» — они признались, что за время Олимпиады прилетали в Сочи то ли пять, то ли шесть раз, выступая в самых разных местах — от стадиона «Фишт» до «Русского дома». В рамках фестиваля прошли гастроли Театра наций со спектаклем «Рассказы Шукшина»; Национальный ансамбль танца Кореи поразил воображение красочными костюмами, извивами девичьих хороводов и согласным грохотом корейских барабанов. Ранее в тот же день в Органном зале выступили корейские ансамбли «Саунд+» и Be-Being, исполнив лучшие образцы буддийской ритуальной и корейской придворной музыки — гагок и пансори, сопровождаемые театром масок и акробатами. Корейский акцент появился в программе фестиваля не случайно: следующие зимние Олимпийские игры пройдут в корейском городе Пхёнчхане, так что корейские артисты выступали в качестве послов культуры. Как обычно, на фестивале выступали оба оркестра Юрия Башмета: «Новая Россия» — в первой половине и «Солисты Москвы» — во второй. На заключительном концерте к ним присоединился Всероссийский юношеский оркестр. Ребята демонстрировали отличную сыгранность: партии были проштудированы и тщательно отрепетированы. С оркестром выступил Сергей Крылов, зажигательно исполнив «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса, из директорской ложи за феерической игрой скрипача-виртуоза с возрастающим изумлением следил вице-премьер Дмитрий Козак, честно отсидевший весь заключительный концерт. |