Музыкальная критикаВ венском Доме Моцарта открыта выставка, посвященная СальериХорошо, что ее не видел Пушкин: иначе он не написал бы свою трагедиюВедомости / Пятница 21 марта 2014 Считается, что мертвым не больно, но иногда бывает больно за мертвых. Случай Антонио Сальери (1750-1825), обвиненного в смерти Моцарта, — подобного рода. Небольшая, но насыщенная выставка в венском Доме Моцарта опровергает слухи, будто он отравил автора «Волшебной флейты». Жаль, Пушкин не видел экспозиции «Антонио Сальери. Факты»: та разоблачает версию, будто Моцарта погубил завистник. Выставка сообщает только факты: родился, жил, работал… В двух залах собрали партитуры и контракты, виды европейских городов и театров — Сальери писал по заказу опер Рима и Парижа, Венеции и Мюнхена, — свидетельства современников и учеников. Среди последних — Бетховен и Шуберт (они посвятили ему произведения), Лист и Керубини, Мейербер и Черни. Они ценили учителя, чья привязанность к людям не знала границ. Говорят, будто неожиданный отъезд Листа из Вены привел Сальери к нервному срыву и попытке самоубийства. В последние годы жизни ум его помутился. К этому времени якобы и относится его признание в преступлении. Признание не задокументировано, причастность к смерти Моцарта основана на слухах. Несправедливое обвинение омрачило старость, но не отменило славы одного из лучших музыкантов рубежа веков. Сальери руководил венской Придворной капеллой (был менеджером одного уровня с Гергиевым), отличался дипломатичностью и великодушием, помогал начинающим авторам и вдовам музыкантов. Успешному итальянцу завидовали, отец Моцарта не был исключением. С сыном же Сальери был в хороших отношениях, дирижировал его операми, особенно ценя «Свадьбу Фигаро». Пятно на репутации легко получить, но трудно вывести. Вслед за Пушкиным руку к очернению приложил Римский-Корсаков (его оперу тоже вспоминают в Вене). Но больше всего публику впечатлил оскароносный фильм Милоша Формана «Амадей», основанный на пьесе Питера Шеффера. К счастью, несправедливость по отношению к Сальери вернула в залы его музыку. Ее стали чаще играть, а Чечилия Бартоли записала ставший успешным диск с ариями Сальери. Так миф уступил истине и поневоле помог оболганному им маэстро. Выставка продлится до 11 января |