Музыкальная критикаЖеневская опера завершила цикл «Кольцо Нибелунга»Классик немецкого театра Дитер Дорн справился с тетралогией Вагнера за годВедомости / Среда 04 июня 2014 «Кольцо нибелунга» Вагнера целиком — всегда событие. В Гран-опера Женевы все «Кольцо» за один год, разбитый на два сезона, поставил Дитер Дорн. 80-летний классик немецкого драматического театра, он знаком любителям оперы по спектаклям в Мюнхене, Вене и Зальцбурге. Многие из них сделаны вместе с художником Юргеном Розе, соавтором нынешнего цикла. Поклонникам их совместного творчества швейцарский Вагнер напомнил о ставших уже хрестоматийными постановках 90-х годов в Мюнхене. Дым окутывает сцену словно на рок-концерте, античная простота костюмов (в них чувствуется столь любимая Розе японская эстетика) делает историю вневременной, а мизансцены порой так простодушны, что трудно понять, с чем имеешь дело. О мифе, сопровождавшем рождение новой Германии и очаровавшем в эпоху национального романтизма Вагнера, речи нет. Сказка, порой смешная, порой страшная, — жанр, выбранный Дорном, и многочисленные птички на тростях подтверждают это ощущение. Событием женевская постановка оказывается благодаря дирижеру Инго Метцмахеру и оркестру Романской Швейцарии. Музыка лишена пафоса, с которым давно свыклись вагнерианцы. Оркестр так непривычно тих, что все «Кольцо» звучит как камерная опера. Этому способствует и необычно глубокая оркестровая яма в театре, задние ряды музыкантов сидят под навесом, образуемым сценой. Благодаря дирижерской концепции можно расслышать каждое слово, хотя многие исполнители — иностранцы (Хагена поет американский бас Джереми Милнер, Фрику — русское меццо-сопрано Елена Жидкова, Альбериха — шведский баритон Йон Лундгрен). Зигфрид англичанина Джона Дасзака для многих непривычен — мягкий, нежный, лиричный, для него убийство Миме (немецкий тенор Андреас Конрад хорош и как актер) — досадная необходимость, а не часть героического. Версия Метцмахера впечатляет и публику, и специалистов по Вагнеру. Увы, ее не стали записывать на видео или аудио. Остается ждать повторения цикла. Он откроет оперу Женевы после реконструкции, намеченной на 2015-й и обещающей продлиться два года. Женева |