Музыкальная критикаНа фестивале современной хореографии «Диана Вишнёва. Context» выступил Нидерландский театр танцаВ одном из балетов Пола Лайтфута и Соль Леон вместо музыки танцевали под стихи Гертруды СтайнВедомости / Понедельник 01 декабря 2014 В Москву NDT заехал всего на один вечер. В Театре имени Моссовета, который стал основной площадкой четырехдневного фестиваля Дианы Вишнёвой, выступила молодежная труппа — NDT-II. Двойка в названии ни в коем случае не указывает на второсортность этой части коллектива: чтобы попасть в нее, нужно выдержать гигантский конкурс, зато счастливчикам (их возраст ограничен 22 годами) гарантировано два года сотрудничества с лучшими хореографами мира — теми же самыми, что готовят программы для старших. И на фестиваль «Диана Вишнёва. Context» молодежь привез сам Пол Лайтфут — худрук голландской труппы, который также успел дать в Москве мастер-класс. Программа «малых голландцев» сама по себе может служить уроком толерантности: она составлена из четырех одноактных постановок, первая из которых принадлежит постоянному хореографу компании Йохану Ингеру, остальные — дуэту Лайтфут — Леон, которые после прощания компании со своим гуру Иржи Килианом стали лидерами NDT. Причем вечер составлен так, что самого уравновешенного зрителя начинает штормить от перепада эмоций и температур: довольно свежий (2012) I New Then Ингера начинает вечер как легкую интрижку, ничего не значащую вечеринку с танцами, все очарование которых состоит в их калейдоскопическом разнообразии, когда дуэты сменяются большими и малыми группами, а юные танцовщики выбирают себе маски, которые легким движением руки (или ноги?) можно скинуть, даже не дожидаясь следующего балетика. Но очаровательную безделушку Ингера буквально сметают из памяти балеты Лайтфута — Леон. Shutting Shut, основанный на стихотворении Гертруды Стайн, уже показывали в Москве на фестивале «Бенуа де ла данс», и этот четырехминутный крошечный спектакль невозможно забыть, даже несмотря на то, что в балетном зале мало кто может идентифицировать звук голоса Гертруды Стайн, да и вряд ли кто-то знает это стихотворение. Постановка основана на музыке стиха. Пара танцовщиков, одетая в зеркальное, по-водевильному черно-белое трико (бесподобно-выразительные Имре ван Опстал и Спенсер Дикхаус), в абсолютном согласии друг с другом движется, следуя малейшим изгибам стихотворного ритма, своими телами обозначая ударную долю, а знающим английский даря особое удовольствие — танцевальные синонимы отдельных словечек Стайн. И вслед за этим, даже без антракта, — «Печальный случай» (Sad Case). Он создавался в период беременности Соль Леон, и, по словам ее мужа, «гормоны смеха, безумства и трепета перед неизвестным стали катализатором постановки». Самый старенький из привезенных в Москву спектаклей, поставленный еще на заре карьеры хореографов в 1998 г., «Печальный случай» сегодня может служить эмблемой стиля Лайтфута — Леон: в латиноамериканских медленных танцах четыре парня и одна девица то вместе, то поврозь попадают из одной переделки в другую, из которых выходят с помощью клоунской легкости эмоций. После знойной сочности этого балета «Объект перемен», давно известный в Москве благодаря исполнению Дианы Вишнёвой, с его темой прощания и ухода, выглядит еще суше, строже и графичнее. Вишнёва и ее партнер Андрей Меркурьев за несколько лет, прошедших со времени их премьеры, не побоялись добавить в него всю свою взрывную мощь, которой обычно как огня боятся европейские постановщики. Но хореография Лайтфута — Леон оказалась готова к такой перегрузке. Красный ковер, с помощью четверки танцовщиков NDT фантастическим образом летавший под ногами солистов, превратился в строжайший и иссушающий сценический каркас, заключивший «загадочную русскую душу». |