Музыкальная критикаОказал сопротивлениеШедевр бельканто дал бой исполнителямВедомости / Среда 31 января 2007 Концертное исполнение оперы Гаэтано Доницетти “Лючия ди Ламмермур” затевалось в расчете на главную героиню — американку Лору Клейкомб у нас помнят еще со времен конкурса Чайковского 1994 г., где она взяла серебряную награду. В прошлом сезоне она дала в Москве сольный концерт, где превратила сцену Офелии из “Гамлета” Тома в настоящий театр. Нечто подобное ожидалось и сейчас, но уже в масштабах целой оперы. Надо отдать должное вкусу молодого продюсера Михаила Фихтенгольца, оперу он выбрал прекраснейшую. Шедевр Доницетти в Москве не идет, что понятно — найти для него исполнителей задача не из легких. Приехав в Москву, Лора Клейкомб ухитрилась заболеть, причем положение было настолько серьезным, что во время концерта за кулисами сидела дублерша из Мариинского театра (там “Лючия” в репертуаре), готовая в любой момент заменить приезжую приму. Но все обошлось благополучно. Слегка экономя свои ресурсы в первом отделении, Клейкомб сберегла себя для коронной сцены сумасшествия, которую спела артистично, проникновенно и почти безупречно. Другое дело, что Лора Клейкомб — все же не итальянская певица бельканто, ее голос по тембру слегка рыхлый и не может похвастаться породой. Но мастерство, с которым она сплавляет в едином образе чарующую мелодию и украшающие ее колоратуры, достойно уважения. Если американку мы знали, то мальтийский тенор Джозеф Каллейя стал приятным открытием. У него-то как раз богатая вокальная природа, голос сильный, красивый, а манеры органично итальянские. Правда, пока не хватает выносливости — высокие ноты в финальной арии оказались тусклыми, и это слегка испортило праздник. Но певцу всего 28 лет, и умение распределять силы к нему еще просто не пришло. Мариинский баритон Василий Герелло пел неровно — иногда радовал полным звуком и лихой кантиленой, но иногда пропадал, причем в ответственные моменты. Молодому басу из Латвии Паульсу Путнинсу пока явно не хватает огранки мастерства. Опера прошла под надежным руководством американского дирижера Патрика Саммерса, который умело помогал певцам. Вместе с тем дурную службу музыке сослужило его пристрастие к ускоренным темпам — вся первая половина оперы прошла торопливо, трескуче и суетно, а знаменитый секстет оказался прозаически скомкан. К сожалению, не стал подарком наш прославленный Российский национальный оркестр. Концертное исполнение “Лючии”, видимо, не стояло для музыкантов в числе приоритетных проектов, и было досадно глядеть на скрипачей, играющих вполруки, лениво развалясь на стульях. В ключевой сцене сумасшествия, впрочем, музыканты проснулись, и не только солировавший на флейте Максим Рубцов, но и все его коллеги вдруг заиграли как положено настоящим музыкантам. Тем не менее придется заметить, что оркестр, один из лучших в симфоническом репертуаре, в оперной музыке проявил себя несведущим новичком и даже крепкий оперный дирижер с ходу ничего не смог поправить. Шедевр Доницетти наткнулся на многие подводные камни, и все же исполнению сопутствовал успех. Опера на концертной сцене — перспективный жанр, который полюбила публика, поэтому и дальнейших опытов будем ждать с нетерпением. |